ФКС против безопасности
В Госдуме РФ 14 декабря прошло второе чтение проекта федеральной контрактной системы (ФКС). С разработкой этого федерального закона многие связывают надежды на построение эффективной системы государственных и муниципальных закупок, которые в условиях преобладания государственных инвестиций в развитие инфраструктуры являются определяющими с точки зрения обеспечения заказами большого количества проектных и строительных компаний. Свое мнение по этому вопросу выражает заместитель директора СРО НПП «Союзпетрострой-Проект», член совета НОП Сергей Чижов.
Очевидно, что любые законы, связанные с тендерными процедурами, должны создавать четкий механизм, обеспечивающий получение на выходе продукта или услуги, отвечающих требованиям заказчика. При проведении государственных и муниципальных закупок в качестве заказчика выступают уполномоченные структуры, которые, во-первых, должны сформулировать требования к будущему объекту закупок, правильно определив его функциональные и потребительские свойства, а в случае реализации строительных проектов предусмотреть прогноз их изменения в течение периода эксплуатации. Во‑вторых, условия контракта должны обеспечивать возможность его качественного исполнения. В-третьих, процесс строительства должен осуществляться с максимально возможной комфортностью для граждан и окружающей инфраструктуры с учетом всех факторов: сроки, время, технология проведения работ, не говоря уже о вопросах экологии. Заказ формируется на основе потребностей общества и оплачивается средствами налогоплательщика. В этих условиях всем понятно, что показатели безопасности и качества будущего объекта закупок являются такими же неотъемлемыми элементами закупочной деятельности, как и цена предложения участника.
Представители Министерства экономического развития, Министерства финансов и ФАС, составляющие основу рабочей группы по подготовке проекта ФКС, поставили задачу разработать некую универсальную «рамочную» модель как для простых товаров и услуг, например закупка мебели, так и для объектов длительного жизненного цикла, например инфраструктуры. Очевидно, что такой подход сразу вошел в противоречие с необходимостью учета особенностей отдельных категорий объектов закупок, вызвав со стороны строительного сообщества массу вопросов и предложений.
Для строителей и проектировщиков принципиальными являются вопросы:
– отмены электронных аукционов;
– создания барьеров на пути снижения цены контракта на аукционе (демпинга);
– учета и обоснованности показателей качества, сроков строительства;
– устранения финансовых барьеров при участии в торгах, связанных с обеспечением заявки и исполнения контракта и отсекающих средний и малый бизнес;
– организации общественного контроля всей процедуры размещения заказа, а не только первоначальной ее стадии, с возможностью оспаривания результатов конкурсов.
По результатам рассмотрения законопроекта на различных стадиях работы над ним проектным и строительным сообществом внесено значительное количество предложений в виде поправок, подготовленных по всем правилам регламента профильных комитетов Госдумы. К сожалению, абсолютное большинство из них на сегодня остается без внимания. Речь идет не только о создании системы отраслевых предпочтений для технически сложной, опасной продукции и услугах, но и принципиальных механизмах учета соотношения цены и качества. Так, одним из предложений было введение в принципы ФКС понятий безопасности и качества товаров и услуг. Но то ли разработчики законов живут в другом мире, то ли не осознают последствий своей деятельности, запуская механизм саморазрушения среды обитания.
Для потенциального потребителя вряд ли будет ощутима замена нашумевшего закона 94-ФЗ на ФКС в ее нынешнем варианте. Несмотря на название, ФКС не носит в полной мере системный характер. В законе не предусмотрены приоритеты для инновационной продукции, оставлено много белых пятен, отдаваемых на откуп правительству РФ, не определены механизмы закупок отдельных товаров и услуг, в том числе по конкурсам и аукционам. Остаются вопросы и к созданию необоснованных приоритетов отдельным отраслям, например фармацевтической промышленности.
Говоря о проектной и строительной сфере, не стоит рассчитывать на облегчение процедур участия в государственном и муниципальном заказе. При всей сложности самой подготовки к ним экономическая целесообразность таких проектов будет уменьшаться, а потребительская ценность объектов падать. Одной из изюминок ФКС стала взаимосвязь падения цены на торгах и обеспечения контракта. В этих условиях для бизнеса более оптимальным решением станет переориентация на инвестиционные и частные проекты.
Необходимо заняться построением системы закупок, опирающейся на международные правила и стандарты, с участием национальных объединений. Это, конечно, не покроет сегмент государственного и муниципального заказа, но позволит отработать понятные правила проведения тендеров, в которых учитываются интересы и потребителя, и подрядчика.
Очевидно, что любые законы, связанные с тендерными процедурами, должны создавать четкий механизм, обеспечивающий получение на выходе продукта или услуги, отвечающих требованиям заказчика. При проведении государственных и муниципальных закупок в качестве заказчика выступают уполномоченные структуры, которые, во-первых, должны сформулировать требования к будущему объекту закупок, правильно определив его функциональные и потребительские свойства, а в случае реализации строительных проектов предусмотреть прогноз их изменения в течение периода эксплуатации. Во‑вторых, условия контракта должны обеспечивать возможность его качественного исполнения. В-третьих, процесс строительства должен осуществляться с максимально возможной комфортностью для граждан и окружающей инфраструктуры с учетом всех факторов: сроки, время, технология проведения работ, не говоря уже о вопросах экологии. Заказ формируется на основе потребностей общества и оплачивается средствами налогоплательщика. В этих условиях всем понятно, что показатели безопасности и качества будущего объекта закупок являются такими же неотъемлемыми элементами закупочной деятельности, как и цена предложения участника.
Представители Министерства экономического развития, Министерства финансов и ФАС, составляющие основу рабочей группы по подготовке проекта ФКС, поставили задачу разработать некую универсальную «рамочную» модель как для простых товаров и услуг, например закупка мебели, так и для объектов длительного жизненного цикла, например инфраструктуры. Очевидно, что такой подход сразу вошел в противоречие с необходимостью учета особенностей отдельных категорий объектов закупок, вызвав со стороны строительного сообщества массу вопросов и предложений.
Для строителей и проектировщиков принципиальными являются вопросы:
– отмены электронных аукционов;
– создания барьеров на пути снижения цены контракта на аукционе (демпинга);
– учета и обоснованности показателей качества, сроков строительства;
– устранения финансовых барьеров при участии в торгах, связанных с обеспечением заявки и исполнения контракта и отсекающих средний и малый бизнес;
– организации общественного контроля всей процедуры размещения заказа, а не только первоначальной ее стадии, с возможностью оспаривания результатов конкурсов.
По результатам рассмотрения законопроекта на различных стадиях работы над ним проектным и строительным сообществом внесено значительное количество предложений в виде поправок, подготовленных по всем правилам регламента профильных комитетов Госдумы. К сожалению, абсолютное большинство из них на сегодня остается без внимания. Речь идет не только о создании системы отраслевых предпочтений для технически сложной, опасной продукции и услугах, но и принципиальных механизмах учета соотношения цены и качества. Так, одним из предложений было введение в принципы ФКС понятий безопасности и качества товаров и услуг. Но то ли разработчики законов живут в другом мире, то ли не осознают последствий своей деятельности, запуская механизм саморазрушения среды обитания.
Для потенциального потребителя вряд ли будет ощутима замена нашумевшего закона 94-ФЗ на ФКС в ее нынешнем варианте. Несмотря на название, ФКС не носит в полной мере системный характер. В законе не предусмотрены приоритеты для инновационной продукции, оставлено много белых пятен, отдаваемых на откуп правительству РФ, не определены механизмы закупок отдельных товаров и услуг, в том числе по конкурсам и аукционам. Остаются вопросы и к созданию необоснованных приоритетов отдельным отраслям, например фармацевтической промышленности.
Говоря о проектной и строительной сфере, не стоит рассчитывать на облегчение процедур участия в государственном и муниципальном заказе. При всей сложности самой подготовки к ним экономическая целесообразность таких проектов будет уменьшаться, а потребительская ценность объектов падать. Одной из изюминок ФКС стала взаимосвязь падения цены на торгах и обеспечения контракта. В этих условиях для бизнеса более оптимальным решением станет переориентация на инвестиционные и частные проекты.
Необходимо заняться построением системы закупок, опирающейся на международные правила и стандарты, с участием национальных объединений. Это, конечно, не покроет сегмент государственного и муниципального заказа, но позволит отработать понятные правила проведения тендеров, в которых учитываются интересы и потребителя, и подрядчика.
рубрика:
Точка зрения