Сергей Зимин: «Москва должна услышать голос Северо-Запада»
Заместитель полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Сергей Зимин рассказал корреспонденту «Строительного Еженедельника» Михаилу Немировскому о принципах формирования экономического пространства Северо-Запада и задачах предстоящего регионального съезда строителей.
– Какие главные проблемы стояли перед инвестиционно-строительным комплексом Северо-Запада в уходящем году?
– В 2012 году мы были обеспокоены целым рядом проблем самого разного рода. Довольно остро стояла и стоит до сих пор проблема развития института саморегулирования в части решений по «коммерческим» СРО, взаимоотношениям регионального саморегулирования с центральными органами национальных объединений и т. д. Тревожным моментом стал вопрос о приостановке инвестиционно-строительного процесса в Петербурге и Ленобласти, связанный с ревизией проектов планировок. Большой комплекс проблем лежит в деле передачи муниципалитетам имущества Минобороны РФ. В СЗФО на сегодняшний день насчитывается огромное количество объектов, право собственности на которые должно быть переоформлено. При этом создавались эти объекты методом «стройбата». Без планировок, градпланов – вообще без какой-либо документации. Земли под этими объектами не оформлены, геодезические съемки не выполнены. Посмотрев на все это, муниципалы попросту отказались брать на баланс это «наследство». Сейчас ими принято не более 5% от всего подлежащего передаче военного имущества. Разумеется, все самое лучшее уже продано, а то, что находится в удручающем состоянии, никому не нужно. С военными объектами связана также и другая большая проблема округа – плохое состояние жилищно-коммунального хозяйства. В прошлом году при Минобороны РФ были созданы и выведены на рынок компании «РЭУ» и «Славянка». Компании взяли на себя обслуживание всех военных городков и других объектов, подведомственных Минобороны. По-видимому, тут было просто неправильное системное решение – компании не были готовы к условиям работы на рынке и на первый же год работы увязли в долгах, провалив подготовку к отопительному сезону 2011/2012. И если сейчас эти компании будут признаны банкротами, то, по сути, огромное количество людей рискуют остаться без тепла. Конечно, ресурсоснабжающие организации людей морозить не будут, но обязательно выставят счет бюджетам, объем средств в которых на эти цели год от года снижается. Наконец, одна из самых острых социальных проблем – проблема дольщиков. Эта проблема в июне обсуждалась на заседании Координационного совета в полпредстве. Тогда мы предложили регионам модель, предусматривающую превентивные меры по защите прав дольщиков с участием банков. Я лично отстаивал эту концепцию на совете, и мне очень приятно, что точно такое же поручение, задачу разработки такой модели, дал российскому правительству президент РФ Владимир Путин. Мы уже разработали и направили в регионы проект соответствующей программы. До 25 декабря ждем от них ответа по готовности реализовывать предложенный механизм. Надо сказать, что застройщики восприняли этот проект довольно сдержанно. Потому что проект предполагает финансовую прозрачность и открытые механизмы работы. Участие в программе несколько сковывает инициативу самих строителей по сбору денег с населения. Однако взамен мы даем им ускорение темпов работы, проектное кредитование вне зависимости от сроков сбора денег. Я много раз обсуждал эту программу с моими коллегами на разном уровне и ни разу не слышал аргументов против.
– А административные барьеры все так же высоки?
– К сожалению, вынужден констатировать, что проблема никуда не исчезла. Вот только недавно у меня была одна из финских компаний, которая испытывает беспрецедентное административное давление в Ленинградской области. Даже без подробного изучения их заявлений я уже могу рассматривать действия областного муниципалитета по двум статьям нашего квалификационного перечня. Это необоснованное ограничение предпринимательской деятельности, которое выразилось в обременении несвойственными функциями относительно инвестиционного проекта, и использование заведомо известного юридического лица для исполнения услуг в рамках инвестдоговора, то есть «прикрученная организация». Административные барьеры – по-прежнему очень сложная, тяжелая реалия. И они не снижаются – само государство продолжает их создавать, усиливая регулирующую роль в экономике.
– Завершается регистрация нового АНО «Стратегическое партнерство Северо-Запада». Как новая структура сможет наладить диалог бизнеса и власти в округе?
– Честно говоря, мы уже давно ждем появления этой организации, потому что наш департамент уже не справляется с потоком инвестиционных предложений, которые в том числе поступают уже и от глав регионов. Хотелось бы отметить, что сегодня на уровне округа хорошо видно, как ведется борьба между регионами за инвестиции. Я категорически против создания в регионах каких-либо конкурентных преимуществ и вообще конкуренции регионов. К сожалению, эти тенденции были перенесены из бизнеса в социально-экономическую среду. Регионы не должны конкурировать, переманивать инвестиции налоговыми льготами и другими преференциями. Борьба регионов за инвестиции – вещь безобразная, потому что в результате такого перетягивания «инвестиционного каната» мы потеряем бюджет. И государство не сможет выполнять свою социальную функцию, реализовывать свои основные обязательства. Поэтому наше партнерство и призвано выравнивать ситуацию, создавая единое экономическое пространство Северо-Запада, формировать нормативную базу, регулирующую экономическую деятельность во всех регионах. Мы стремимся избегать налогового демпинга, стремимся договариваться с консолидированными налогоплательщиками, дабы те учитывали свое развитие в межрегиональных проектах, договариваться о развитии инвестиционных процессов на стыке регионов.
– Как будет осуществляться поддержка бизнеса в этом партнерстве?
– Одна из главных задач стратегического партнерства – это мониторинг и непосредственная координация инвестиционных проектов. Посредством принципа превентивного уведомления инвестор сообщает нам о намерении строить, скажем, завод с определенными технико-экономическими данными. Дальше мы начинаем изучать, какие последствия даст реализация именно такого проекта именно в этой локации. Учитывая потребности развития территории, мы подключаем к проекту дороги и сети в лице наших монополистов и выясняем возможности подключения, после чего выводим проект на рассмотрение правительства. В результате мы имеем многосторонний инвестиционный процесс развития территории по принципу эшелонов. Первый эшелон – это промышленность, ресурсодобыча и переработка, второй – транспорт и энергетика, третий – жилье и социальная сфера. Если говорить о конкретных проектах, то мы обязательно будем рассматривать реализацию проекта «Белкомур», который многим сегодня кажется мертвым, будем курировать «Усть-Лугу», просчитаем целесообразность строительства КАД-2 в Ленобласти и многое другое.
– В наступающем году состоится Съезд строителей Северо-Запада. Какой круг тем в первую очередь необходимо выносить для профессионального обсуждения?
– Поскольку мы декларируем проведение именно съезда, мы должны жестко отследить фактор представительства на нем. Мы не организуем форум со свободным посещением. Мы будем формировать региональные делегации, и возглавлять эти делегации будут вице-губернаторы регионов по строительству. В делегации должны войти представители СРО, строительного бизнеса регионов. И такую жесткую разнарядку мы даем, потому как хотим услышать реальное, живое мнение округа по ключевым проблемам строительной отрасли. Кроме того, я предложил коллегам, и они меня поддержали, пригласить на съезд основные политические партии нашей страны, чтобы они также высказали свои позиции по этим вопросам. Я думаю, им будет интересно поучаствовать. Обязательно на съезд будут приглашены руководители Госстроя, депутаты Госдумы РФ и других представительных органов. Я обещаю, что партнерство даст прямой эфир через ИТАР-ТАСС и пригласит руководителей ведомств, министерств, налоговых органов, чтобы они услышали голос съезда, голос Северо-Запада. Мы хотим, чтобы позицию нашего округа услышал федеральный центр. Задача съезда – выработать политику диалога власти и бизнеса в строительном секторе. Это мероприятие не должно превратиться в дублирование Съезда строителей Санкт-Петербурга. Оно должно всколыхнуть умы, свернуть сознание. Если это произойдет – значит, съезд удался. Если нет – значит, мы встречались зря.
– Какие главные проблемы стояли перед инвестиционно-строительным комплексом Северо-Запада в уходящем году?
– В 2012 году мы были обеспокоены целым рядом проблем самого разного рода. Довольно остро стояла и стоит до сих пор проблема развития института саморегулирования в части решений по «коммерческим» СРО, взаимоотношениям регионального саморегулирования с центральными органами национальных объединений и т. д. Тревожным моментом стал вопрос о приостановке инвестиционно-строительного процесса в Петербурге и Ленобласти, связанный с ревизией проектов планировок. Большой комплекс проблем лежит в деле передачи муниципалитетам имущества Минобороны РФ. В СЗФО на сегодняшний день насчитывается огромное количество объектов, право собственности на которые должно быть переоформлено. При этом создавались эти объекты методом «стройбата». Без планировок, градпланов – вообще без какой-либо документации. Земли под этими объектами не оформлены, геодезические съемки не выполнены. Посмотрев на все это, муниципалы попросту отказались брать на баланс это «наследство». Сейчас ими принято не более 5% от всего подлежащего передаче военного имущества. Разумеется, все самое лучшее уже продано, а то, что находится в удручающем состоянии, никому не нужно. С военными объектами связана также и другая большая проблема округа – плохое состояние жилищно-коммунального хозяйства. В прошлом году при Минобороны РФ были созданы и выведены на рынок компании «РЭУ» и «Славянка». Компании взяли на себя обслуживание всех военных городков и других объектов, подведомственных Минобороны. По-видимому, тут было просто неправильное системное решение – компании не были готовы к условиям работы на рынке и на первый же год работы увязли в долгах, провалив подготовку к отопительному сезону 2011/2012. И если сейчас эти компании будут признаны банкротами, то, по сути, огромное количество людей рискуют остаться без тепла. Конечно, ресурсоснабжающие организации людей морозить не будут, но обязательно выставят счет бюджетам, объем средств в которых на эти цели год от года снижается. Наконец, одна из самых острых социальных проблем – проблема дольщиков. Эта проблема в июне обсуждалась на заседании Координационного совета в полпредстве. Тогда мы предложили регионам модель, предусматривающую превентивные меры по защите прав дольщиков с участием банков. Я лично отстаивал эту концепцию на совете, и мне очень приятно, что точно такое же поручение, задачу разработки такой модели, дал российскому правительству президент РФ Владимир Путин. Мы уже разработали и направили в регионы проект соответствующей программы. До 25 декабря ждем от них ответа по готовности реализовывать предложенный механизм. Надо сказать, что застройщики восприняли этот проект довольно сдержанно. Потому что проект предполагает финансовую прозрачность и открытые механизмы работы. Участие в программе несколько сковывает инициативу самих строителей по сбору денег с населения. Однако взамен мы даем им ускорение темпов работы, проектное кредитование вне зависимости от сроков сбора денег. Я много раз обсуждал эту программу с моими коллегами на разном уровне и ни разу не слышал аргументов против.
– А административные барьеры все так же высоки?
– К сожалению, вынужден констатировать, что проблема никуда не исчезла. Вот только недавно у меня была одна из финских компаний, которая испытывает беспрецедентное административное давление в Ленинградской области. Даже без подробного изучения их заявлений я уже могу рассматривать действия областного муниципалитета по двум статьям нашего квалификационного перечня. Это необоснованное ограничение предпринимательской деятельности, которое выразилось в обременении несвойственными функциями относительно инвестиционного проекта, и использование заведомо известного юридического лица для исполнения услуг в рамках инвестдоговора, то есть «прикрученная организация». Административные барьеры – по-прежнему очень сложная, тяжелая реалия. И они не снижаются – само государство продолжает их создавать, усиливая регулирующую роль в экономике.
– Завершается регистрация нового АНО «Стратегическое партнерство Северо-Запада». Как новая структура сможет наладить диалог бизнеса и власти в округе?
– Честно говоря, мы уже давно ждем появления этой организации, потому что наш департамент уже не справляется с потоком инвестиционных предложений, которые в том числе поступают уже и от глав регионов. Хотелось бы отметить, что сегодня на уровне округа хорошо видно, как ведется борьба между регионами за инвестиции. Я категорически против создания в регионах каких-либо конкурентных преимуществ и вообще конкуренции регионов. К сожалению, эти тенденции были перенесены из бизнеса в социально-экономическую среду. Регионы не должны конкурировать, переманивать инвестиции налоговыми льготами и другими преференциями. Борьба регионов за инвестиции – вещь безобразная, потому что в результате такого перетягивания «инвестиционного каната» мы потеряем бюджет. И государство не сможет выполнять свою социальную функцию, реализовывать свои основные обязательства. Поэтому наше партнерство и призвано выравнивать ситуацию, создавая единое экономическое пространство Северо-Запада, формировать нормативную базу, регулирующую экономическую деятельность во всех регионах. Мы стремимся избегать налогового демпинга, стремимся договариваться с консолидированными налогоплательщиками, дабы те учитывали свое развитие в межрегиональных проектах, договариваться о развитии инвестиционных процессов на стыке регионов.
– Как будет осуществляться поддержка бизнеса в этом партнерстве?
– Одна из главных задач стратегического партнерства – это мониторинг и непосредственная координация инвестиционных проектов. Посредством принципа превентивного уведомления инвестор сообщает нам о намерении строить, скажем, завод с определенными технико-экономическими данными. Дальше мы начинаем изучать, какие последствия даст реализация именно такого проекта именно в этой локации. Учитывая потребности развития территории, мы подключаем к проекту дороги и сети в лице наших монополистов и выясняем возможности подключения, после чего выводим проект на рассмотрение правительства. В результате мы имеем многосторонний инвестиционный процесс развития территории по принципу эшелонов. Первый эшелон – это промышленность, ресурсодобыча и переработка, второй – транспорт и энергетика, третий – жилье и социальная сфера. Если говорить о конкретных проектах, то мы обязательно будем рассматривать реализацию проекта «Белкомур», который многим сегодня кажется мертвым, будем курировать «Усть-Лугу», просчитаем целесообразность строительства КАД-2 в Ленобласти и многое другое.
– В наступающем году состоится Съезд строителей Северо-Запада. Какой круг тем в первую очередь необходимо выносить для профессионального обсуждения?
– Поскольку мы декларируем проведение именно съезда, мы должны жестко отследить фактор представительства на нем. Мы не организуем форум со свободным посещением. Мы будем формировать региональные делегации, и возглавлять эти делегации будут вице-губернаторы регионов по строительству. В делегации должны войти представители СРО, строительного бизнеса регионов. И такую жесткую разнарядку мы даем, потому как хотим услышать реальное, живое мнение округа по ключевым проблемам строительной отрасли. Кроме того, я предложил коллегам, и они меня поддержали, пригласить на съезд основные политические партии нашей страны, чтобы они также высказали свои позиции по этим вопросам. Я думаю, им будет интересно поучаствовать. Обязательно на съезд будут приглашены руководители Госстроя, депутаты Госдумы РФ и других представительных органов. Я обещаю, что партнерство даст прямой эфир через ИТАР-ТАСС и пригласит руководителей ведомств, министерств, налоговых органов, чтобы они услышали голос съезда, голос Северо-Запада. Мы хотим, чтобы позицию нашего округа услышал федеральный центр. Задача съезда – выработать политику диалога власти и бизнеса в строительном секторе. Это мероприятие не должно превратиться в дублирование Съезда строителей Санкт-Петербурга. Оно должно всколыхнуть умы, свернуть сознание. Если это произойдет – значит, съезд удался. Если нет – значит, мы встречались зря.
рубрика:
Интервью