Золотая жила для подрядчика

Строительство и ремонт инженерной инфраструктуры в Петербурге сами участники рынка традиционно относят к «золотым жилам»: многомиллионные контракты, сложность оперативной оценки качества проведенных работ, регулярно разыгрываемые тендеры – все эти факторы, безусловно, положительно сказываются на развитии рынка в целом.

По оценкам экспертов, в 2012 году объем рынка прокладки инженерных сетей составил около 85,6 млрд рублей, в текущем году эта цифра может увеличиться на 5% и достигнуть 90 млрд рублей.
«Потенциальный рынок услуг по инженерным сетям огромен, последние 20 лет сети практически не ремонтируют. Аварии, которые происходят ежедневно, лишь подтверждают это», – говорит председатель правления ЗАО «СМУ-53» Виктор Евдокимов.
В связи с этим заказчик работ по строительству и ремонту инфраструктуры ужесточает требования к подрядчикам, отмечают участники рынка. Увеличиваются сроки гарантийных обязательств компаний, от подрядчиков требуют использования более совершенной и сложной техники.
Главной проблемой, по их мнению, является то, что при подведении итогов открытых аукционов решающим фактором является минимальная цена, предложенная претендентом, а не количество дорожно-строительной техники, квалификация и количество персонала или опыт работы на рынке. Поэтому победителем конкурса может стать любая компания, предложившая максимальное снижение стоимости контракта.

Насыщенный рынок


Сегодня различные заказы на строи­тельство и ремонт инженерных сетей в Петербурге выполняет более двухсот компаний. Лидерами являются ЗАО «СМУ-303» (порядка 20-25% от общей доли рынка), ООО «СБС-Навигатор», ОАО «СМУ-53» (по разным оценкам, от 15-20%). Безоговорочным лидером на рынке проектирования магистральных теплосетей в Петербурге является ГУП «Ленгипроинжпроект».
Андрей Шолохов, заместитель генерального директора ООО «СтройКоммТехнология» считает, что рынок инженерных сетей более чем насыщен. «В большинстве компаний отсутствует качественный подход к строительству и к обязательствам по срокам сдачи объектов», – отмечает он.
 «Строительные компании, которые могут качественно и в сроки решить большие проекты, можно пересчитать по пальцам, ведь специалистов практически никто не обучает, как это было в советское время, каждый решает сам эти вопросы», – сетует Виктор Евдокимов.
По мнению аналитиков, темпы строительства и модернизации инженерных сетей в Петербурге в ближайшем будущем будут расти. В первую очередь на это указывает динамика как коммерческого, так и жилищного строительства.
«На инженерные сети сейчас тратится больше средств, так как обеспечение их долгой эксплуатации и надежности помогает в будущем сократить бюджетные расходы на их содержание. Также стоит учесть уровень износа тех сетей, которые уже есть сейчас», – говорит аналитик «Инвесткафе» Дарья Пичугина.
Александр Цвик, заместитель генерального директора ООО «Группа компаний «РегионГазЭнергоСтрой», считает, что основная задача на ближайший период – это реконструкция существующих инженерных сетей, а затем уже, по необходимости, строительство новых.
В 2013 году на строительство и ремонт объектов теплоснабжения планируется направить 5,7 млрд рублей, из них 2,6 млрд рублей будет выделено на строи­тельство и реконструкцию систем теплоснабжения в Петроградском, Курортном, Петродворцовом, Адмиралтейском и Центральном районах.
По данным Комитета по энергетике и инженерному обеспечению, общая протяженность инженерных сетей Петербурга составляет порядка 60 тыс. км. По разным оценкам, порядка 40% из них нуждаются в капитальном ремонте.

Драйверы роста


Руководитель проектов консалтинговой группы «Решение» Виталий Калашник считает, что рост рынка инженерных сетей происходит и за счет нового строитель­ства, которое все чаще ведется на землях, ранее в строительстве не задействованных. Сегодня большие объемы строительства инженерных сетей связаны с освоением крупных участков в проектах реновации жилой застройки, бывших промышленных зонах.
«Годовой ввод жилья в проектах комплексного освоения территорий, по нашим оценкам, будет прирастать ориентировочно на 0,5 кв. м ежегодно в ближайшие несколько лет. Этот процесс сопровождается вывозом промышленности на окраины, в новые индустриальные парки. Все эти проекты, как правило, предполагают если не строительство заново, то серьезную модернизацию инженерной инфраструктуры», – пояснил Виталий Калашник.
Если говорить о бюджете Санкт-Петербурга на 2013 год, то расходы на коммунальное хозяйство (основная часть которых направлена на строительство инженерных сетей) в нем упали на 5%, отмечает он. «Хотя бюджетные расходы – очень важная составляющая рынка инженерной инфраструктуры, такие колебания вряд ли приведут к его сокращению», – считает аналитик.

Модули наступают

Требования к оборудованию и новым технологиям, применяемым компаниями, с каждым годом все более ужесточаются, что обостряет конкуренцию на рынке.
Сергей Сидоренков, генеральный директор ЗАО «Синто», отмечает, что лидирую­щее положение среди оборудования для инженерных сетей занимает тепловая автоматика DANFOSS теплообменники ALFA LAVAL, шаровая запорная и регулирующая арматура BROEN, насосы компании GRUNDFOS серии Magna со встроенным электронным регулированием и с использованием постоянных магнитов.
Главной тенденцией на рынке тепловых инженерных сетей стало использование модульных или блочных автоматизированных тепловых пунктов (АТП), которые исключают потерю тепла в теплотрассах, говорит Александр Цвик, при этом отмечая, что процесс согласования проекта занимает весьма длительный период времени.
По словам Сергея Сидоренкова, АТП изготавливаются на заводе как единый элемент, как правило, на единой несущей раме.
«Преимущества таких модулей очевидны: высокое качество заводской сборки, компактная конструкция, бытовая поставка и монтаж, гарантия не только на компоненты, но и на все изделие в целом», – перечисляет господин Сидоренков.
«Строительство модульных котельных предотвращает теплопотери на теплотрассах, а раскопки улиц – это просто доставляет неудобства всем», – замечает Виктор Евдокимов.
Андрей Шолохов надеется на развитие в России системы геотермального отопления, в которой охлаждение или нагревание помещения происходит за счет работы только теплового насоса.
«Это технология, о которой некоторые скажут, что она старая, а некоторые считают ее новинкой и повсеместно обсуждают. К сожалению, хорошо и давно прижившую­ся технологию в Европе и США пока не очень получается внедрить в России. Но мы верим в ее активное развитие в этом десятилетии», – рассказывает он.
рубрика: Энергетика и инженерная инфраструктура
автор: Татьяна Дятел
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.