Торф остался за бортом

В настоящее время в Ленобласти на торфе работают всего несколько котельных. Власти области отдали предпочтение газификации региона и переводу торфяных котельных на жидкие виды топлива.

А компании, раньше поставлявшие торф для муниципальных котельных, перешли на более рентабельный бизнес – производство удобрений – и не готовы возвращаться на топливный рынок.
При этом до 1950-х годов более 60% по­требности в тепловой энергии в Ленобласти покрывалось именно за счет сжигания торфа. В 1994 году правительство Ленобласти утвердило Постановление от 29 августа 1994 года № 238 «О развитии производства торфяного топлива в Ленинградской области в 1995-1999 годах», согласно которому на 22 предприятиях области были развернуты работы по добыче торфа для обеспечения ЖКХ, изготовлены 103 единицы торфодобывающей техники, было разработано и внедрялось оборудование для сжигания кускового и фрезерного торфа. За два года на эти цели было выделено 7581 млн рублей. Однако затем ТЭК Ленобласти был переориентирован на газификацию региона – в 1996 году правительство Ленобласти подписало соглашение с РАО «Газпром» о газификации области путем строительства магистральных и внутрипоселковых газопроводов, перевода котельных с мазута, угля, торфа на газ. В конце 2012 года губернатор Ленобласти Александр Дрозденко и заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Валерий Голубев договорились о планах по дальнейшей газификации региона, согласно которым Газпром в 2013 году выделит Ленинградской области 700 млн рублей. К 2015 году уровень газификации региона планируется довести с нынешних 59 до 75%. Например, в 2013 году планируется газифицировать пос. Подборовье и д. Большой Двор в Бокситогорском районе, а котельную в Большом Дворе, которая для отопления использует торф и работает с низким КПД, перевести на газ.
При этом руководители компаний, которые раньше занимались поставками торфа для котельных, отмечают, что уже переориентировали свой бизнес на производ­ство удобрений и не видят экономической целесообразности для возвращения на топливный рынок.
Как отметили в Северо-Западной торфяной компании, три года назад была переведена на жидкое топливо котельная, для которой предприятие поставляло торф. «Долгое время наше предприятие производило 10 тыс. тонн кускового топлива для этой котельной, но когда котельную перевели на жидкое топливо, мы закрыли топливное направление, которое раньше было у нас основным. Сейчас мы занимаемся добычей торфа для производства продуктов для огородничества, рассады, а также жидких удобрений для цветов. Мы заняли свою нишу на рынке, работаем на территории всей России, наши основные потребители находятся в Москве и Петербурге. Поэтому топливное направление нам уже неинтересно, тем более что требует значительных инвестиций в восстановление производства», – рассказали в компании.
По словам коммерческого директора ЗАО «МНПП «ФАРТ» Андрея Раменского, работа на топливном рынке для торфодобытчиков связана с большими сложностями. Во-первых, уровень влажности торфа, который используется в качестве топлива, не должен превышать 50%, а в Ленобласти лето может быть настолько сырым, что влажность добываемого торфа будет составлять более 60%. Эти требования не распространяются на торф, который используется при изготовлении удобрений. «Гарантировать всем котельным поставку сухого торфа просто невозможно. А сырой торф при горении дает эффект намного худший, чем сырые дрова, – подчеркивает он. – Поэтому мы приняли решение поставлять сухой торф только для нужд собственной котельной. Раньше мы по­ставляли торф в областные котельные, но в 2004 году из-за очень влажного лета не смогли предоставить им сухой торф и были вынуждены даже вернуть аванс». Во-вторых, поставка торфа в котельные требует организацию системы хранения торфа. Если же торф используется для производства удобрений, он может храниться прямо на болоте. В-третьих, против использования торфа как топлива выступают экономические расчеты. «По нашим оценкам, стоимость органических видов топлива, в том числе торфа, составляет 4‑6 тыс. рублей за тонну. Средняя цена фасованных удобрений на основе торфа – от 10 тыс. рублей за тонну. Поэтому если государство не будет каким-то образом субсидировать эту отрасль, торфодобываю­щие предприятия не станут заниматься производством и поставками топливного торфа. Стратегического интереса к этому направлению просто нет», – говорит Андрей Раменский.
Председатель Зеленого Креста по Северо-Западу Юрий Шевчук уверяет, что себестоимость выработки энергии с помощью газа и альтернативных источников топлива, в том числе торфа, примерно одинакова. «Просто использование газа датируется государством, поэтому он является более выгодным для потребителей. Я же считаю, что в регионах должно использоваться как можно больше местного сырья, в том числе торфа, и если в радиусе 50 км от торфодобычи есть котельная, было бы логичнее перевести ее на торф. Тем более что с точки зрения экологии при сжигании чистого торфа ущерб окружающей среде не наносится», – уверен он.
рубрика: Энергетика и инженерная инфраструктура
автор: Марина Елкина
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.