Нелегальных мигрантов отстранят от госзаказа
Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга предлагают внести изменения в федеральное законодательство, благодаря которым компании, которые за последние пять лет были пойманы на использовании труда нелегальных мигрантов, к выполнению госзаказа допускаться не будут.
Депутаты городского парламента приняли за основу постановление об изменении Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Петербургский парламент предлагает установить в качестве обязательного требования к участнику размещения заказа на государственные и муниципальные нужды отсутствие факта его привлечения к административной ответственности за совершение нарушений, предусмотренных ст. 18.15 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства), в течение пяти лет до дня подачи заявки на участие в конкурсе.
Как передает asninfo.ru, разработчики документа полагают, что подобная мера поможет решить проблему нелегальной трудовой миграции, а действующее наказание за привлечение к труду нелегальных мигрантов в виде штрафа или приостановления деятельности предприятия считают явно недостаточным.
Участники рынка в целом отнеслись к инициативе положительно.
В настоящее время требования к поставщикам касаются главным образом тех факторов, которые напрямую могут повлиять на исполнение заказа – отсутствие процедуры банкротства, долгов перед бюджетом, нарушений по ранее исполняемым контрактам и др. «Предлагаемый городом критерий является, скорее, характеристикой добросовестности участника гражданского оборота, а сама поправка должна стимулировать соблюдение трудового законодательства», – говорит Ирина Митина, старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и партнеры».
Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент», согласен с тем, что новые требования могут стать дополнительным инструментом повышения прозрачности и сбалансированности рынка труда, так как предполагается довольно существенная экономическая мотивация снижения незаконной эксплуатации труда мигрантов.
«Заработная плата мигрантов, занятых преимущественно неквалифицированным трудом, варьируется в широком диапазоне от 10 до 20 тыс. рублей, что в среднем в 2‑2,5 раза ниже аналогичного показателя для российских граждан. Вполне очевидно, что в случае незарегистрированной миграции задаются еще более низкие стандарты трудовых отношений. Таким образом, снижение расходов на рабочую силу у недобросовестных предпринимателей, использующих подобные практики, может достигать значительных масштабов», – рассказал Максим Клягин.
Доля иностранных работников (с учетом незарегистрированного трафика) в общем объеме занятых трудовой деятельностью в РФ, по экспертным оценкам, варьируется в диапазоне 7-10%. То есть по верхней границе количество трудовых мигрантов составляет около 7 млн человек.
Согласно некоторым экспертным подсчетам, прежде всего в результате налоговых потерь ежегодные издержки экономики РФ от последствий нелегальной трудовой миграции оцениваются примерно в 40 млрд рублей.
«В предложении Законодательного собрания не урегулирован вопрос о проверке соответствия поставщика указанному требованию. В настоящее время участник торгов лишь декларирует свое право на подачу заявки, а проверку при необходимости осуществляет сам госзаказчик. Возможно, аналогичная процедура будет использована и в отношении нового критерия. Между тем его проверка является довольно обременительной и требует направления запросов в миграционную службу, а также проверки обжалования постановлений УФМС в суде», – рассуждает госпожа Митина.
«Одновременно необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день функционирование большого количества отраслей невозможно без притока дешевой рабочей силы из-за рубежа. В дальнейшем ситуация будет только усугубляться. Можно отметить, что на текущем этапе, несмотря на некоторые улучшения в последние 2-3 года (в частности, снижение уровня смертности и рост рождаемости), демографический кризис в России продолжает развиваться, что формирует более чем существенные угрозы для страны уже в среднесрочной перспективе», – обращает внимание господин Клягин. Он считает, что уже сегодня России необходимо расширение миграционного притока и привлечение дополнительной иностранной рабочей силы, хотя это, естественно, оказывает определенное давление на рынок труда, создает дополнительные риски, в том числе социальные. Однако они в целом могут быть нивелированы за счет активного развития экономики.
Депутаты городского парламента приняли за основу постановление об изменении Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Петербургский парламент предлагает установить в качестве обязательного требования к участнику размещения заказа на государственные и муниципальные нужды отсутствие факта его привлечения к административной ответственности за совершение нарушений, предусмотренных ст. 18.15 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства), в течение пяти лет до дня подачи заявки на участие в конкурсе.
Как передает asninfo.ru, разработчики документа полагают, что подобная мера поможет решить проблему нелегальной трудовой миграции, а действующее наказание за привлечение к труду нелегальных мигрантов в виде штрафа или приостановления деятельности предприятия считают явно недостаточным.
Участники рынка в целом отнеслись к инициативе положительно.
В настоящее время требования к поставщикам касаются главным образом тех факторов, которые напрямую могут повлиять на исполнение заказа – отсутствие процедуры банкротства, долгов перед бюджетом, нарушений по ранее исполняемым контрактам и др. «Предлагаемый городом критерий является, скорее, характеристикой добросовестности участника гражданского оборота, а сама поправка должна стимулировать соблюдение трудового законодательства», – говорит Ирина Митина, старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и партнеры».
Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент», согласен с тем, что новые требования могут стать дополнительным инструментом повышения прозрачности и сбалансированности рынка труда, так как предполагается довольно существенная экономическая мотивация снижения незаконной эксплуатации труда мигрантов.
«Заработная плата мигрантов, занятых преимущественно неквалифицированным трудом, варьируется в широком диапазоне от 10 до 20 тыс. рублей, что в среднем в 2‑2,5 раза ниже аналогичного показателя для российских граждан. Вполне очевидно, что в случае незарегистрированной миграции задаются еще более низкие стандарты трудовых отношений. Таким образом, снижение расходов на рабочую силу у недобросовестных предпринимателей, использующих подобные практики, может достигать значительных масштабов», – рассказал Максим Клягин.
Доля иностранных работников (с учетом незарегистрированного трафика) в общем объеме занятых трудовой деятельностью в РФ, по экспертным оценкам, варьируется в диапазоне 7-10%. То есть по верхней границе количество трудовых мигрантов составляет около 7 млн человек.
Согласно некоторым экспертным подсчетам, прежде всего в результате налоговых потерь ежегодные издержки экономики РФ от последствий нелегальной трудовой миграции оцениваются примерно в 40 млрд рублей.
«В предложении Законодательного собрания не урегулирован вопрос о проверке соответствия поставщика указанному требованию. В настоящее время участник торгов лишь декларирует свое право на подачу заявки, а проверку при необходимости осуществляет сам госзаказчик. Возможно, аналогичная процедура будет использована и в отношении нового критерия. Между тем его проверка является довольно обременительной и требует направления запросов в миграционную службу, а также проверки обжалования постановлений УФМС в суде», – рассуждает госпожа Митина.
«Одновременно необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день функционирование большого количества отраслей невозможно без притока дешевой рабочей силы из-за рубежа. В дальнейшем ситуация будет только усугубляться. Можно отметить, что на текущем этапе, несмотря на некоторые улучшения в последние 2-3 года (в частности, снижение уровня смертности и рост рождаемости), демографический кризис в России продолжает развиваться, что формирует более чем существенные угрозы для страны уже в среднесрочной перспективе», – обращает внимание господин Клягин. Он считает, что уже сегодня России необходимо расширение миграционного притока и привлечение дополнительной иностранной рабочей силы, хотя это, естественно, оказывает определенное давление на рынок труда, создает дополнительные риски, в том числе социальные. Однако они в целом могут быть нивелированы за счет активного развития экономики.
рубрика:
События
автор:
Роман Русаков