Перенос проблем
По оценкам экспертов, проблемы с переносом коммуникаций очень часто становятся причиной переноса сдачи дорожных объектов. Работу с сетями затягивает плохое проектирование и забюрократизированность процесса согласования.
Одним из ярких примеров является Пироговская набережная, сроки ввода которой постоянно сдвигались, в том числе из-за конфликта подрядчика дорожных работ ЗАО «ПО «Возрождение» и ГУП «Водоканал». По данным Дмитрия Буренина, главы КРТИ, за последние четыре года не было ни одного контракта, сроки которого не были перенесены, причем сдвигались они на срок от полугода до четырех лет.
Главной проблемой, с которой сталкиваются дорожники при переносе коммуникаций, является некачественное проектирование.
«Чем сложнее и больше объект, тем больше проблем возникает с проектом. Часто проектировщик отдает отдельные виды работ, связанных с сетями, субподрядчикам, из-за чего какие-то разделы проекта бывают не увязаны между собой», – рассказывают в одной из дорожных компаний города.
Вадим Чугунов, генеральный директор ЗАО «Петербургские сети», констатирует существование проблемы топогеодезических и геологических изысканий в городе. «Необходимо повышать качество изысканий по инженерным сетям, все сведения должны быть достоверными, актуальными на сегодняшний день», – подчеркивает господин Чугунов.
Дмитрий Захаров, заместитель генерального директора ООО «НИИ Геотех», считает, что в низком качестве проектирования виноваты заказчики, которые экономят на изыскательских работах. Юрист Михаил Бойцов полагает, что в сдвиге сроков дорожных работ из-за проблем с переносом сетей виноваты проектировщики. «Изыскательские работы должны проводиться более тщательно. Снижая цену из желания получить контракт, подрядчик экономит не государственные деньги, а свои, не выполняя работу в полной мере», – уверен господин Бойцов. Потом город и горожане тратят гораздо больше из-за переноса сроков сдачи дорожных объектов, чем проектировщик смог сэкономить на тендере, уверены эксперты.
В конце января Дмитрий Буренин пообещал проектировщикам серьезно изменить условия их работы. «Я дал распоряжение заместителю, отвечающему за правовые вопросы, срочно разработать документы, согласно которым проектировщик будет нести ответственность за решения, представленные в экспертизу. Если будет установлено некачественное проектирование и исследование, всю финансовую ответственность, в том числе за дополнительные траты бюджетных средств, будет нести проектировщик», – заявил господин Буренин.
Правда, по уже заключенным контрактам, в которых не прописана ответственность проектировщика, любые изменения в некачественно выполненную документацию пока будут вноситься по согласованию с экспертизой за счет подрядчиков. Обоснованные затраты город обещает возместить.
«Заказчик никогда не озвучит общественности и не признается, что разыграл контракт с устаревшей или не соответствующей действительности документацией. В этом смысле все риски несет только подрядчик. Так что подрядчик должен закладывать в свою доходную часть и выполнение работ, которые не учтены проектом и контрактом и которые по ряду причин никогда не будут оплачены заказчиком, и работы, связанные с возможным перепроектированием или корректировкой в какой-то части проекта», – иллюстрируют положение дел в одной из дорожных компаний.
Еще одна серьезная проблема переноса коммуникаций связана со временными показателями. «Работать со всеми владельцами сетей примерно одинаково – долго и бюрократизировано. Бумаги на переустройство 5 м сетей согласовываются столько же, сколько и на 500 м», – констатируют дорожники. Разработка рабочей документации начинается одновременно с началом строительства, при этом только согласование документации занимает в одной инстанции до трех недель. «Необходимо установить единый регламент по срокам выдачи технических условий и согласований, чтобы вопросы решались более оперативно, например в недельный срок», – уверен Вадим Чугунов.
Затянутость процедуры приводит к тому, что техническая документация устаревает. «Перенос коммуникаций проектируется по техническим условиям владельцев сетей. Срок действия технических условий – 1-2 года. Проблема состоит в том, что когда объект начинает строиться, технические условия уже устаревают, а новые ТУ не всегда идентичны старым. Выставляются новые требования владельцев сетей, появляются новые сети», – поясняет господин Чугунов.
Одним из ярких примеров является Пироговская набережная, сроки ввода которой постоянно сдвигались, в том числе из-за конфликта подрядчика дорожных работ ЗАО «ПО «Возрождение» и ГУП «Водоканал». По данным Дмитрия Буренина, главы КРТИ, за последние четыре года не было ни одного контракта, сроки которого не были перенесены, причем сдвигались они на срок от полугода до четырех лет.
Главной проблемой, с которой сталкиваются дорожники при переносе коммуникаций, является некачественное проектирование.
«Чем сложнее и больше объект, тем больше проблем возникает с проектом. Часто проектировщик отдает отдельные виды работ, связанных с сетями, субподрядчикам, из-за чего какие-то разделы проекта бывают не увязаны между собой», – рассказывают в одной из дорожных компаний города.
Вадим Чугунов, генеральный директор ЗАО «Петербургские сети», констатирует существование проблемы топогеодезических и геологических изысканий в городе. «Необходимо повышать качество изысканий по инженерным сетям, все сведения должны быть достоверными, актуальными на сегодняшний день», – подчеркивает господин Чугунов.
Дмитрий Захаров, заместитель генерального директора ООО «НИИ Геотех», считает, что в низком качестве проектирования виноваты заказчики, которые экономят на изыскательских работах. Юрист Михаил Бойцов полагает, что в сдвиге сроков дорожных работ из-за проблем с переносом сетей виноваты проектировщики. «Изыскательские работы должны проводиться более тщательно. Снижая цену из желания получить контракт, подрядчик экономит не государственные деньги, а свои, не выполняя работу в полной мере», – уверен господин Бойцов. Потом город и горожане тратят гораздо больше из-за переноса сроков сдачи дорожных объектов, чем проектировщик смог сэкономить на тендере, уверены эксперты.
В конце января Дмитрий Буренин пообещал проектировщикам серьезно изменить условия их работы. «Я дал распоряжение заместителю, отвечающему за правовые вопросы, срочно разработать документы, согласно которым проектировщик будет нести ответственность за решения, представленные в экспертизу. Если будет установлено некачественное проектирование и исследование, всю финансовую ответственность, в том числе за дополнительные траты бюджетных средств, будет нести проектировщик», – заявил господин Буренин.
Правда, по уже заключенным контрактам, в которых не прописана ответственность проектировщика, любые изменения в некачественно выполненную документацию пока будут вноситься по согласованию с экспертизой за счет подрядчиков. Обоснованные затраты город обещает возместить.
«Заказчик никогда не озвучит общественности и не признается, что разыграл контракт с устаревшей или не соответствующей действительности документацией. В этом смысле все риски несет только подрядчик. Так что подрядчик должен закладывать в свою доходную часть и выполнение работ, которые не учтены проектом и контрактом и которые по ряду причин никогда не будут оплачены заказчиком, и работы, связанные с возможным перепроектированием или корректировкой в какой-то части проекта», – иллюстрируют положение дел в одной из дорожных компаний.
Еще одна серьезная проблема переноса коммуникаций связана со временными показателями. «Работать со всеми владельцами сетей примерно одинаково – долго и бюрократизировано. Бумаги на переустройство 5 м сетей согласовываются столько же, сколько и на 500 м», – констатируют дорожники. Разработка рабочей документации начинается одновременно с началом строительства, при этом только согласование документации занимает в одной инстанции до трех недель. «Необходимо установить единый регламент по срокам выдачи технических условий и согласований, чтобы вопросы решались более оперативно, например в недельный срок», – уверен Вадим Чугунов.
Затянутость процедуры приводит к тому, что техническая документация устаревает. «Перенос коммуникаций проектируется по техническим условиям владельцев сетей. Срок действия технических условий – 1-2 года. Проблема состоит в том, что когда объект начинает строиться, технические условия уже устаревают, а новые ТУ не всегда идентичны старым. Выставляются новые требования владельцев сетей, появляются новые сети», – поясняет господин Чугунов.
рубрика:
Энергетика и инженерная инфраструктура
автор:
Влада Гасникова