Дмитрий Соснин: «Привлечение инвестиций – это аксиома развития любого региона»
Исполняющий обязанности министра экономического развития Мурманской области Дмитрий Соснин рассказал корреспонденту «Строительного Еженедельника» Михаилу Немировскому о примерах взаимодействия власти и бизнеса на ключевых проектах региона, а также о комплексе мер по развитию моногородов области.
– Какие инвестпроекты являются ключевыми для экономики региона?
– В первую очередь хотелось бы отметить, что история региона неразрывно связана с исследованием и освоением Арктики и ее основной транспортной магистрали – Северного морского пути. Экономико-географическое положение Мурманской области, уникальные условия Кольского залива, в том числе возможность непосредственного выхода в Атлантический океан, является стратегически выгодным с точки зрения развития транспортной инфраструктуры и оказания логистических услуг. Пожалуй, наиболее крупный инвестиционный проект последних лет в области – комплексное развитие Мурманского транспортного узла. Основная цель проекта – создание круглогодично действующего глубоководного морского хаба — центра по переработке контейнерных, нефтеналивных грузов, перевалке угля и минеральных удобрений, интегрированного в международный транспортный коридор «Север – Юг». Проектом предусматривается развитие инфраструктуры морского, железнодорожного и автомобильного транспорта, а также логистической и складской инфраструктуры. Проект реализуется по схеме ГЧП – государство обеспечивает строительство вспомогательной инженерной инфраструктуры для реализации бизнесом своих проектов. Общий объем финансирования по проекту узла составляет более 132 млрд рублей. Также могу выделить такие проекты, как строительство горно-обогатительного комбината на базе месторождения апатит-нефелиновых руд «Олений ручей», строительство комбината на базе месторождения платиноидов «Фёдорова тундра», реализация приоритетного инвестиционного проекта «Русский лосось» и др.
– Есть ли еще положительные примеры функционирования схемы ГЧП в регионе?
– Ярким примером такого взаимодействия власти и бизнеса можно считать проект по строительству угольного терминала мощностью 18 млн тонн в год ООО «Морской торговый порт Лавна». Инвестсоглашение о строительстве терминала и железнодорожной линии между ФКУ «Ространсмодернизация», частным инвестором ООО «Морской торговый порт «Лавна» и правительством области было подписано в июле 2012 года. Стороны участвуют в работе по строительству объектов федеральной собственности – железнодорожной ветки на западный берег Кольского залива, дноуглубительных работах в акватории залива и объектов частной собственности – угольного терминала. Финансирование работ по объектам федеральной собственности предусмотрено в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010‑2015 годы)». Реализация проекта идет, пусть и с корректировками, но в плановом режиме. На данный момент проект имеет высокую степень готовности.
– Еще один инфраструктурный проект – «Арктическая гавань» – некоторое время назад столкнулся с определенными сложностями на начальном этапе реализации. Удалось ли договориться с инвестором проекта?
– Проект «Арктическая гавань» был запущен в целях развития пассажирской инфраструктуры морского транспорта в рамках подготовки к 100-летию Мурманска. Мы надеемся, что в итоге создание гавани позволит сформировать необходимую инфраструктуру для оказания качественных и безопасных услуг пассажирского морского транспорта, а также для принятия и обслуживания круизных судов и паромов. В планах – организовать регулярное паромное сообщение с Норвегией, а также обеспечить увеличение заходов в порт Мурманск судов иностранных круизных компаний. Что касается отношений с инвестором, то здесь мы пошли навстречу – заявленный срок до 2016 года оказался слишком жестким для инвестора, реализация проекта будет разбита на ряд этапов. Об окончательном отказе инвестора от участия в проекте речь не идет.
– Какие меры предпринимаются для привлечения инвесткапитала в область?
– Власти заинтересованы в привлечении и крупного, и среднего бизнеса в регион. Это аксиома развития – без притока инвестиций нет значительного роста валового регионального продукта. Как показывает мировая практика, для обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста объем инвестиций должен составлять не менее 25% ВРП. Важной составляющей решения задачи по привлечению инвесткапитала в область является создание благоприятного инвестиционного климата, создание условий «гостеприимства по отношению к инвесторам», в которых инвестор будет чувствовать себя защищенным от всяких неприятных неожиданностей. Причем важно создать не просто благоприятный, а конкурентоспособный инвестиционный климат. В 2012 году мы включились в реализацию Национальной предпринимательской инициативы – в регионе будет осуществляться поэтапное внедрение инвестиционного Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, который разработан Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов и уже прошел успешную апробацию в ряде субъектов РФ. В частности, в перечень мероприятий на 2013 год включена разработка и утверждение инвестиционной стратегии региона, создание специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами «Корпорация развития Мурманской области», а также разработка, утверждение и публикация ежегодно обновляемого плана создания объектов необходимой для инвесторов инфраструктуры в регионе.
– Какие законодательные инициативы должны поддерживать инвестклимат в регионе?
– Прежде всего необходимо льготное налогообложение при реализации приоритетных, стратегических инвестиционных проектов. Кроме того, ввиду объективно более высоких издержек, связанных с Заполярьем, инвесторы ждут стабильного, неизменного правового режима. В настоящее время в регионе действуют законы «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Мурманской области», «Об участии Мурманской области в государственно-частных партнерствах». Разработана региональная нормативная база, регламентирующая порядок предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности, включая меры налогового стимулирования. Для стратегических или приоритетных инвестиционных проектов области применяется пониженная ставка по налогу на прибыль в течение 10 налоговых периодов (для стратегических инвестпроектов) и 3 налоговых периодов (для приоритетных инвестпроектов). Помимо этого, в рамках господдержки инвестиционной деятельности предусмотрены льготы по аренде госимущества, предоставление государственных гарантий, а также предоставление нефинансовых форм поддержки, в том числе оказание организационной, информационной и консультационной помощи.
– Возрождение промышленности, появление новых крупных предприятий снова привело к практике появления моногородов в СЗФО. Есть ли такие примеры в Мурманской области? Как реально решается проблема поддержания комфортного уровня жизни населения и транспортной доступности моногородов?
– На сегодняшний день официально в регионе есть 8 монопрофильных территориальных образований: города Кировск, Ковдор, Мончегорск, Полярные Зори, городские поселения Заполярный, Туманный, Ревда и Никель. Стоит отметить, что за последние несколько десятков лет на территории Мурманской области новых крупных производств не открывалось, поэтому список моногородов также оставался неизменным. Вместе с тем в моногородах, где жизнь зависит от градообразующих предприятий, у людей достаточно остро стоит проблема трудоустройства. При этом уровень безработицы не является единственным и доминирующим показателем для оценки состояния экономики моногородов. Он может быть и низким, но ведь ситуация на предприятии во многом зависит от внешнеэкономической конъюнктуры, которая в любой момент может поменяться. То есть стабильная работа градообразующих предприятий сегодня является гарантом позитивных тенденций не только на рынке труда моногородов, но и в бюджетной обеспеченности как муниципалитета, так и региона. Сегодня для снижения влияния деятельности градообразующих предприятий на изменение ситуации на рынке труда в моногородах прорабатываются иные альтернативные проекты, реализация которых позволит диверсифицировать экономику таких поселений и улучшить качество жизни людей. Органами местного самоуправления моногородов разработаны планы модернизации, в которых определены такие инвестпроекты, которые бы предусматривали создание дополнительных рабочих мест в отраслях, не связанных с градообразующими предприятиями. А на региональном уровне разработан перечень мер, направленных на поддержку стабильного социально-экономического положения монопрофильных муниципальных образований Мурманской области на 2013‑2015 годы.
– Какие инвестпроекты являются ключевыми для экономики региона?
– В первую очередь хотелось бы отметить, что история региона неразрывно связана с исследованием и освоением Арктики и ее основной транспортной магистрали – Северного морского пути. Экономико-географическое положение Мурманской области, уникальные условия Кольского залива, в том числе возможность непосредственного выхода в Атлантический океан, является стратегически выгодным с точки зрения развития транспортной инфраструктуры и оказания логистических услуг. Пожалуй, наиболее крупный инвестиционный проект последних лет в области – комплексное развитие Мурманского транспортного узла. Основная цель проекта – создание круглогодично действующего глубоководного морского хаба — центра по переработке контейнерных, нефтеналивных грузов, перевалке угля и минеральных удобрений, интегрированного в международный транспортный коридор «Север – Юг». Проектом предусматривается развитие инфраструктуры морского, железнодорожного и автомобильного транспорта, а также логистической и складской инфраструктуры. Проект реализуется по схеме ГЧП – государство обеспечивает строительство вспомогательной инженерной инфраструктуры для реализации бизнесом своих проектов. Общий объем финансирования по проекту узла составляет более 132 млрд рублей. Также могу выделить такие проекты, как строительство горно-обогатительного комбината на базе месторождения апатит-нефелиновых руд «Олений ручей», строительство комбината на базе месторождения платиноидов «Фёдорова тундра», реализация приоритетного инвестиционного проекта «Русский лосось» и др.
– Есть ли еще положительные примеры функционирования схемы ГЧП в регионе?
– Ярким примером такого взаимодействия власти и бизнеса можно считать проект по строительству угольного терминала мощностью 18 млн тонн в год ООО «Морской торговый порт Лавна». Инвестсоглашение о строительстве терминала и железнодорожной линии между ФКУ «Ространсмодернизация», частным инвестором ООО «Морской торговый порт «Лавна» и правительством области было подписано в июле 2012 года. Стороны участвуют в работе по строительству объектов федеральной собственности – железнодорожной ветки на западный берег Кольского залива, дноуглубительных работах в акватории залива и объектов частной собственности – угольного терминала. Финансирование работ по объектам федеральной собственности предусмотрено в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010‑2015 годы)». Реализация проекта идет, пусть и с корректировками, но в плановом режиме. На данный момент проект имеет высокую степень готовности.
– Еще один инфраструктурный проект – «Арктическая гавань» – некоторое время назад столкнулся с определенными сложностями на начальном этапе реализации. Удалось ли договориться с инвестором проекта?
– Проект «Арктическая гавань» был запущен в целях развития пассажирской инфраструктуры морского транспорта в рамках подготовки к 100-летию Мурманска. Мы надеемся, что в итоге создание гавани позволит сформировать необходимую инфраструктуру для оказания качественных и безопасных услуг пассажирского морского транспорта, а также для принятия и обслуживания круизных судов и паромов. В планах – организовать регулярное паромное сообщение с Норвегией, а также обеспечить увеличение заходов в порт Мурманск судов иностранных круизных компаний. Что касается отношений с инвестором, то здесь мы пошли навстречу – заявленный срок до 2016 года оказался слишком жестким для инвестора, реализация проекта будет разбита на ряд этапов. Об окончательном отказе инвестора от участия в проекте речь не идет.
– Какие меры предпринимаются для привлечения инвесткапитала в область?
– Власти заинтересованы в привлечении и крупного, и среднего бизнеса в регион. Это аксиома развития – без притока инвестиций нет значительного роста валового регионального продукта. Как показывает мировая практика, для обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста объем инвестиций должен составлять не менее 25% ВРП. Важной составляющей решения задачи по привлечению инвесткапитала в область является создание благоприятного инвестиционного климата, создание условий «гостеприимства по отношению к инвесторам», в которых инвестор будет чувствовать себя защищенным от всяких неприятных неожиданностей. Причем важно создать не просто благоприятный, а конкурентоспособный инвестиционный климат. В 2012 году мы включились в реализацию Национальной предпринимательской инициативы – в регионе будет осуществляться поэтапное внедрение инвестиционного Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, который разработан Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов и уже прошел успешную апробацию в ряде субъектов РФ. В частности, в перечень мероприятий на 2013 год включена разработка и утверждение инвестиционной стратегии региона, создание специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами «Корпорация развития Мурманской области», а также разработка, утверждение и публикация ежегодно обновляемого плана создания объектов необходимой для инвесторов инфраструктуры в регионе.
– Какие законодательные инициативы должны поддерживать инвестклимат в регионе?
– Прежде всего необходимо льготное налогообложение при реализации приоритетных, стратегических инвестиционных проектов. Кроме того, ввиду объективно более высоких издержек, связанных с Заполярьем, инвесторы ждут стабильного, неизменного правового режима. В настоящее время в регионе действуют законы «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Мурманской области», «Об участии Мурманской области в государственно-частных партнерствах». Разработана региональная нормативная база, регламентирующая порядок предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности, включая меры налогового стимулирования. Для стратегических или приоритетных инвестиционных проектов области применяется пониженная ставка по налогу на прибыль в течение 10 налоговых периодов (для стратегических инвестпроектов) и 3 налоговых периодов (для приоритетных инвестпроектов). Помимо этого, в рамках господдержки инвестиционной деятельности предусмотрены льготы по аренде госимущества, предоставление государственных гарантий, а также предоставление нефинансовых форм поддержки, в том числе оказание организационной, информационной и консультационной помощи.
– Возрождение промышленности, появление новых крупных предприятий снова привело к практике появления моногородов в СЗФО. Есть ли такие примеры в Мурманской области? Как реально решается проблема поддержания комфортного уровня жизни населения и транспортной доступности моногородов?
– На сегодняшний день официально в регионе есть 8 монопрофильных территориальных образований: города Кировск, Ковдор, Мончегорск, Полярные Зори, городские поселения Заполярный, Туманный, Ревда и Никель. Стоит отметить, что за последние несколько десятков лет на территории Мурманской области новых крупных производств не открывалось, поэтому список моногородов также оставался неизменным. Вместе с тем в моногородах, где жизнь зависит от градообразующих предприятий, у людей достаточно остро стоит проблема трудоустройства. При этом уровень безработицы не является единственным и доминирующим показателем для оценки состояния экономики моногородов. Он может быть и низким, но ведь ситуация на предприятии во многом зависит от внешнеэкономической конъюнктуры, которая в любой момент может поменяться. То есть стабильная работа градообразующих предприятий сегодня является гарантом позитивных тенденций не только на рынке труда моногородов, но и в бюджетной обеспеченности как муниципалитета, так и региона. Сегодня для снижения влияния деятельности градообразующих предприятий на изменение ситуации на рынке труда в моногородах прорабатываются иные альтернативные проекты, реализация которых позволит диверсифицировать экономику таких поселений и улучшить качество жизни людей. Органами местного самоуправления моногородов разработаны планы модернизации, в которых определены такие инвестпроекты, которые бы предусматривали создание дополнительных рабочих мест в отраслях, не связанных с градообразующими предприятиями. А на региональном уровне разработан перечень мер, направленных на поддержку стабильного социально-экономического положения монопрофильных муниципальных образований Мурманской области на 2013‑2015 годы.
рубрика:
Новости регионов