Лизинг ищет новые рынки
Рынок лизинга, показавший в прошлом году невысокие темпы на уровне 1,5%, в этом году может вырасти за счет сегментов автотранспорта и строительной техники. Эксперты прогнозируют рост в 8%.
В 2012 году объем нового бизнеса на рынке лизинга в России вырос, по данным «Эксперта РА», всего на 1,5%, составив 1,32 трлн рублей. Годом ранее рост был почти на 80%. Столь слабая динамика обусловлена снижением активности в сегменте железнодорожной техники, объясняют эксперты. Наметившееся перепроизводство вагонов, коррекция цен на подвижной состав, падение ставок аренды и сокращение объема железнодорожных перевозок в 2012 году – все это сказалось на бизнесе лизинговых компаний.
Слабая динамика объясняется также сомнениями в макроэкономической стабильности и изменениями в банковской сфере, которые, в свою очередь, могут повлиять на процентные ставки по займам, отмечает аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко. «В 2012 году активно росли госкомпании, участвующие в отраслевых программах модернизации, инициированных государством. С одной стороны, глобальный подъем рынка стоит ожидать с появлением больших инфраструктурных проектов, с другой – возможная монополизация рынка угрожает частным компаниям ухудшением качества их портфелей», – добавляет он.
На фоне сокращения сделок с подвижным составом заметно повысилась диверсификация рынка по сегментам и клиентам, отмечает «Эксперт РА». Для поддержания доходности бизнеса лизингодатели переориентировались на другие сегменты: грузовой и легковой автотранспорт, где сделки увеличились на 19 и 38% соответственно, и авиатехнику (+18,5%). При этом сокращение операций крупнейших клиентов в сегменте железнодорожной техники позволило укрепить позиции малому и среднему бизнесу. Впервые за 4 года его доля в сделках ощутимо выросла, достигнув 35%. Кроме того, на рынке наметилось снижение концентрации среди участников: доля топ-10 по объему нового бизнеса составила 63% против 66,5% годом ранее, а доля компаний с госучастием снизилась на 5 пп. до 47%.
Объем нового бизнеса на рынке лизинга в Санкт-Петербурге по итогам I квартала составил 2,3-2,5 млрд рублей, учитывая долю Петербурга на рынке, а также данные 2012 года, подсчитала Дарья Пичугина, аналитик «Инвесткафе». При этом на рынке Северо-Запада новый бизнес составил 2,6-2,7 млрд рублей.
По словам Алексея Акиндинова, генерального директора ОАО «МСП Лизинг», в I квартале объем новых сделок мог вырасти в первую очередь за счет реализации отложенного спроса, то есть сделок, которые были подготовлены в конце 2012 года и подписаны в начале 2013 года. Также в I квартале велика активность на рынке легковых машин и коммерческого транспорта, где дилеры открыли сезон существенных скидок, распродавая запасы прошлого года, отмечает он.
В 2013 году лизингодатели ждут значимого роста в основном в сегментах автотранспорта, а также строительной и дорожно-строительной техники. По прогнозу «Эксперта РА», в текущем году рынок вырастет на 8% в соответствии с оптимистичным сценарием и будет стагнировать в случае дальнейшего сокращения железнодорожного сегмента.
Практически все будет зависеть от состояния дел в железнодорожной отрасли, а также от активности трех крупных государственных компаний – нынешних лидеров рынка, считает господин Акиндинов. Он ждет прироста в сегменте автотранспорта, коммерческого транспорта, строительной техники, так как лизинг здесь становится выгоднее привычной аренды. Но в целом существенного увеличения рынка – ни федерального, ни регионального – эксперт не прогнозирует.
Участники рынка уверены, что более серьезное проникновение финансовой аренды в продажи позволит получить выгоды малому и среднему бизнесу, ведь именно лизинг выступает инструментом эффективного развития и модернизации предприятий. По словам Александра Михайлова, вице-президента по развитию бизнеса компании «Европлан», сейчас компании дополнительно стимулируют покупателей: дилеры – скидками, лизинговые компании – наиболее экономически привлекательными условиями лизинга, особенно для повторных клиентов. Все это приводит к положительной динамике в отрасли. В сегменте автотехники темпы роста могут составить 8-12%. В Европе доля лизинга легковых автомобилей составляет 25-30% от объема продаж, а в России – около 2%. Таким образом, в этом сегменте чувствуется хороший потенциал для наращивания присутствия лизинговых компаний, согласен господин Сороко.
В 2012 году объем нового бизнеса на рынке лизинга в России вырос, по данным «Эксперта РА», всего на 1,5%, составив 1,32 трлн рублей. Годом ранее рост был почти на 80%. Столь слабая динамика обусловлена снижением активности в сегменте железнодорожной техники, объясняют эксперты. Наметившееся перепроизводство вагонов, коррекция цен на подвижной состав, падение ставок аренды и сокращение объема железнодорожных перевозок в 2012 году – все это сказалось на бизнесе лизинговых компаний.
Слабая динамика объясняется также сомнениями в макроэкономической стабильности и изменениями в банковской сфере, которые, в свою очередь, могут повлиять на процентные ставки по займам, отмечает аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко. «В 2012 году активно росли госкомпании, участвующие в отраслевых программах модернизации, инициированных государством. С одной стороны, глобальный подъем рынка стоит ожидать с появлением больших инфраструктурных проектов, с другой – возможная монополизация рынка угрожает частным компаниям ухудшением качества их портфелей», – добавляет он.
На фоне сокращения сделок с подвижным составом заметно повысилась диверсификация рынка по сегментам и клиентам, отмечает «Эксперт РА». Для поддержания доходности бизнеса лизингодатели переориентировались на другие сегменты: грузовой и легковой автотранспорт, где сделки увеличились на 19 и 38% соответственно, и авиатехнику (+18,5%). При этом сокращение операций крупнейших клиентов в сегменте железнодорожной техники позволило укрепить позиции малому и среднему бизнесу. Впервые за 4 года его доля в сделках ощутимо выросла, достигнув 35%. Кроме того, на рынке наметилось снижение концентрации среди участников: доля топ-10 по объему нового бизнеса составила 63% против 66,5% годом ранее, а доля компаний с госучастием снизилась на 5 пп. до 47%.
Объем нового бизнеса на рынке лизинга в Санкт-Петербурге по итогам I квартала составил 2,3-2,5 млрд рублей, учитывая долю Петербурга на рынке, а также данные 2012 года, подсчитала Дарья Пичугина, аналитик «Инвесткафе». При этом на рынке Северо-Запада новый бизнес составил 2,6-2,7 млрд рублей.
По словам Алексея Акиндинова, генерального директора ОАО «МСП Лизинг», в I квартале объем новых сделок мог вырасти в первую очередь за счет реализации отложенного спроса, то есть сделок, которые были подготовлены в конце 2012 года и подписаны в начале 2013 года. Также в I квартале велика активность на рынке легковых машин и коммерческого транспорта, где дилеры открыли сезон существенных скидок, распродавая запасы прошлого года, отмечает он.
В 2013 году лизингодатели ждут значимого роста в основном в сегментах автотранспорта, а также строительной и дорожно-строительной техники. По прогнозу «Эксперта РА», в текущем году рынок вырастет на 8% в соответствии с оптимистичным сценарием и будет стагнировать в случае дальнейшего сокращения железнодорожного сегмента.
Практически все будет зависеть от состояния дел в железнодорожной отрасли, а также от активности трех крупных государственных компаний – нынешних лидеров рынка, считает господин Акиндинов. Он ждет прироста в сегменте автотранспорта, коммерческого транспорта, строительной техники, так как лизинг здесь становится выгоднее привычной аренды. Но в целом существенного увеличения рынка – ни федерального, ни регионального – эксперт не прогнозирует.
Участники рынка уверены, что более серьезное проникновение финансовой аренды в продажи позволит получить выгоды малому и среднему бизнесу, ведь именно лизинг выступает инструментом эффективного развития и модернизации предприятий. По словам Александра Михайлова, вице-президента по развитию бизнеса компании «Европлан», сейчас компании дополнительно стимулируют покупателей: дилеры – скидками, лизинговые компании – наиболее экономически привлекательными условиями лизинга, особенно для повторных клиентов. Все это приводит к положительной динамике в отрасли. В сегменте автотехники темпы роста могут составить 8-12%. В Европе доля лизинга легковых автомобилей составляет 25-30% от объема продаж, а в России – около 2%. Таким образом, в этом сегменте чувствуется хороший потенциал для наращивания присутствия лизинговых компаний, согласен господин Сороко.
рубрика:
Финансы и страхование
автор:
Вероника Маслова