Строителей ждут сервис и проверки

Идея создания структуры по лицензированию строительной деятельности не только не провалилась, напротив, в настоящее время Федеральный лицензионный центр (ФЛЦ) является лакомым куском для любого ведомства. В частности, ходят слухи о том, что структуру хочет прибрать под свое крыло Министерство экономического развития и торговли. Это становится вполне реальным в свете нового закона «О техническом регулировании», который может привести к упразднению Госстроя РФ. Так или иначе, строительный бизнес активно развивается, и количество компаний, желающих получить лицензию, растет. О том, чего ждать строителям от лицензионщиков, в своем эксклюзивном интервью «Строительному Еженедельнику» рассказывает директор Федерального лицензионного центра Александр Толкачев.

– Вы совсем недавно заняли пост директора ФЛЦ, насколько я помню, в феврале этого года. Ранее – работали начальником управления региональных и общественных связей МВД. Не испытываете дискомфорта на новом месте?
– Нет. Я ведь имею непосредственное отношение к строительной отрасли. Начинал работать строителем-монтажником, был бригадиром. Даже запись имеется в трудовой книжке. Могу продемонстрировать. Так что я прекрасно представляю себе строительную сферу и не думаю, что у меня возникнут какие-то трудности в оценке проблем лицензирования строительства.

– Как водится, с приходом нового начальства изменяются и правила игры. Каких «реформ» в лицензировании стоит ожидать компаниям, работающим на строительном рынке?
– Я думаю, что наша задача стоит не в том, чтобы запугать и, в конечном счете, похоронить компании строительной отрасли. Задача как раз в другом: создать оптимальные условия для того, чтобы компании могли получить лицензию. Как это ни странно звучит, но должен быть создан некий сервис. То есть соискатели лицензий должны знать, куда прийти, к кому обратиться, получить консультацию по любому интересующему их вопросу, а также избежать бюрократии и волокиты в процессе получения лицензии. Сейчас во многих региональных подразделениях ФЛЦ нет даже приличной вывески. Висит бумажка по аналогии: «Туалет за углом». Я считаю, что у ФЛЦ должно быть лицо. Это солидная организация, и с ней должны считаться.

– Допустим, внешний антураж будет создан, ну а какие-то глобальные перемены на лицензионной ниве ожидаются?
– Прежде всего будет сделан упор на сборе аналитической информации. Необходимо анализировать рынок и лицензионную практику в регионах, учитывать замечания и пожелания компаний, работающих в строительной сфере, выявлять недостатки и достоинства в процессе лицензирования. Только путем сбора и анализа информации можно увидеть, что и как можно и нужно изменить, чтобы улучшить ситуацию.

– Именно поэтому проводятся совместные совещания региональных лицензионщиков?
– Естественно, ведь в каждом регионе есть свой опыт и своя практика. Все лучшее мы должны внедрять во всех регионах, если есть проблемы, то совместно искать пути их решения. Не менее важно усилить взаимодействие региональных органов лицензирования между собой и помогать отстающим достигнуть профессионального уровня в работе с компаниями. Для этого необходимо также, чтобы региональные лицензионные органы подчинялись окружным, а окружные – непосредственно ФЛЦ.
– Как вы считаете, лицензионные органы должны тесно сотрудничать с администрацией регионов?
– Безусловно. В большинстве регионов уже созданы экспертные комиссии по лицензированию строительной деятельности, в работе которых непосредственное участие принимают чиновники региональных администраций. Кроме того, лицензирующие органы должны тесно взаимодействовать с контролирующими органами, такими как государственный архитектурно-строительный надзор и др., координировать свои действия. Мы не должны допустить, чтобы на строительном рынке работали недобросовестные строительные компании.

– Будет ли увеличен штат сотрудников ФЛЦ и его подразделений?
– Возможно, в одном регионе штат лицензионщиков будет увеличен, а в другом, напротив, уменьшен. Все зависит от целесообразности и активности строительной деятельности. Мы над этим работаем.

– Я слышала, что в Петербурге грядет подготовка судебных исков с целью аннулировать лицензии целого ряда недобросовестных компаний. Однако лицензионщики жалуются на отсутствие квалифицированных юристов.
– Сейчас это вопрос решается непосредственно в Госстрое РФ. (Прим. редакции. По словам сотрудников ФЛЦ, Госстрой РФ считает пока нецелесообразным вводить юристов в штат всех региональных лицензионных органов. С большой неохотой Госстрой РФ согласился с тем, чтобы предусмотреть возможность оказания услуг адвокатами в случае судебных процессов. В ближайший месяц Госстроем РФ, ФЛЦ и адвокатским бюро должен быть подписан трехсторонний договор о защите интересов лицензионщиков в суде по доверенности Госстроя РФ.)

– На Ваш взгляд, какие регионы Северо-Запада можно считать показательными в сфере лицензирования, а какие отстающими?
– Конечно, деятельность лицензионных органов Петербурга можно поставить в пример другим, но здесь и масштабы иные, и уровень развития бизнеса, и квалификация специалистов. Большую роль играет и территория. Если лицензионщикам Петербурга ничего не стоит посетить объект, где ведутся строительные работы, то, к примеру, в Ленинградской области специалистам необходимо потратить некоторое время на то, чтобы добраться до объектов строительства. Естественно, это замедляет процесс проверок. Очень слабо обстоят дела в Ненецком автономном округе. Там и другой уровень взаимоотношений, и иные объемы строительства. Придется «подтягивать» данный регион по мере возможности.

– Очень часто лицензионщиков обвиняют в предвзятости и, что еще хуже, в коррупции.
– Я не слышал о таких фактах. Жалобы поступают на действия лицензионных органов, в большей степени на необоснованные отказы в выдаче лицензий. Все это мы проверяем. Сейчас меня интересует другой вопрос: почему некоторые строительные компании подают заявки на получение лицензии не по месту регистрации, а в другом регионе? Думаю, что в ближайшее время удастся выяснить, с чем это связано, и принять соответствующие меры.

Автор: Олеся Галкина
рубрика: Точка зрения
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.