Регионы в ожидании cъезда
В преддверии IV Съезда строителей СЗФО представители исполнительной власти регионов рассказали «Строительному Еженедельнику» о роли мероприятия в развитии строительного комплекса округа и основных проблемах, которые можно и нужно выносить на суд профессионального сообщества.
Сергей Зимин, помощник полномочного представителя Президента РФ в СЗФО:
– На съезде будет избран Координационный совет по развитию строительной отрасли Северо-Запада. Таким образом, в управлении, в развитии и в формировании межрегиональной политики в строительном секторе смогут принять участие все регионы округа, делегируя своих представителей на этот съезд. Я обращаюсь к строителям регионов с предложением принять самое активное участие в подготовке съезда, направлять в адрес оргкомитета свои предложения в части развития строительного сектора, по улучшению федерального и регионального законодательства, направлять свои предложения по инвестиционным проектам. Надеюсь, что съезд даст возможность конструктивно эти предложения обсудить и выработать программу совместной работы на 2013-2014 годы.
Александр Вахмистров, председатель Координационного совета по развитию строительной отрасли СЗФО:
– Решения, принятые на съезде, по своей сути должны носить одну главную направленность – повышение доступности и качества жилья для населения Северо-Западного региона. Механизмов, способствующих этому процессу, довольно много. В первую очередь это меры по улучшению инвестиционного климата путем снижения административных барьеров. Упразднив ряд процедур или уменьшив сроки согласований, мы автоматически добьемся снижения себестоимости жилья. Требуют корректировки контрольные показатели ввода жилья, установленные Министерством регионального развития РФ для субъектов СЗФО: вопрос необходимо рассматривать в зависимости от обеспеченности населения жильем и на основе анализа фактической потребности. Есть также ряд предложений по усовершенствованию законодательной базы. Строительство социальных объектов – весьма непростой вопрос, но и его надо решать. В частности, за счет снижения затрат на строительство путем использования типовых проектов повторного применения. В числе проблемных аспектов остаются вопросы ликвидации аварийного и реновации ветхого жилья, модернизации производств и улучшения качества строительных материалов, формирования кадрового резерва. Можно перечислять долго. Важно, чтобы диалог между бизнес-сообществом и органами власти стал результативным.
Владимир Авдеев, исполнительный директор АНО «Стратегическое партнерство по развитию Северо‑Запада»:
– Я надеюсь, что съезд сумеет объединить инвестиционно-строительный комплекс Северо-Западного федерального округа. Потому что потребность в объединении стала очевидна еще в период кризиса. Который, кстати, строители Северо-Запада миновали во многом легче, чем их коллеги в ряде других федеральных округов. За время кризиса инвестиционно-строительный комплекс СЗФО хотя и снизил объемы, но сумел подняться с четвертого на третье место по стране.
Однако и эти потери можно было бы уменьшить, если бы строительная политика на различных территориях велась более скоординированно. Поскольку главной задачей АНО «Стратегическое партнерство «Северо-Запад» является как раз координация действий власти, бизнеса и общества, направленных на реализацию Стратегии социально-экономического развития СЗФО на период до 2020 года, мы как одни из организаторов IV Съезда строителей Северо-Западного федерального округа и рассматриваем его как первый объединительный. Надеюсь, что съезд станет ежегодным и будет принимать конкретные решения, исполнение которых может поддаваться измерению и контролю. Главная задача съезда – выработать механизмы диалога власти и бизнеса в строительном секторе. Мы хотим не только услышать мнение строительного сообщества округа по ключевым проблемам отрасли, но и выработать консолидированную позицию и донести ее до федерального центра. Если мы добьемся того, что сознание представителей всех уровней власти и бизнеса повернет в русло совместной созидательной работы, значит, съезд удался.
Георгий Богачев, вице-губернатор Ленинградской области по строительству:
– На съезде стоит обсудить самую главную проблему в строительной отрасли с нашей точки зрения, а именно хаос в сфере выдачи разрешений на строительство и последующей приемки объектов в эксплуатацию. В настоящее время ответственность за эти процессы распределена между разными уровнями власти, и от этого зачастую происходят конфликты. Строительную экспертизу сегодня проводят самые различные организации, разрешения на строительство выдают муниципальные образования, дальше заключения о соответствии построенного объекта выпускает орган субъекта Федерации, а разрешение на ввод в эксплуатацию выдает снова муниципальное образование. Не существует единого центра, где формируются все сведения о градостроительной документации в отношении участка, так и непосредственно о самом проекте. Мы бы хотели обсудить то, каким образом можно больше централизовать эти процессы, что было бы удобнее и полезнее для всех.
Сергей Владимиров, заместитель министра архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми:
– В строительной отрасли страны наряду с определенными успехами накопилось достаточно проблем, вопросов, узких мест. Это и законодательство по государственным закупкам, совершенно не учитывающее специфику строительного рынка (переход на федеральную контрактную систему не решает всех проблем этой сферы). Нормативно-техническое обеспечение процесса строительства совершенно не соответствует требованиям времени как в части внедрения передовых технологий, так и с точки зрения создания безопасной и комфортной среды обитания. Еще одна проблема – сокращение доли малого бизнеса в строительстве. Много вопросов остается в практике саморегулирования в строительстве.
Естественно, было бы неоправданно ждать от съезда решения этих проблем. Но на наш взгляд, правильно сформулированный вопрос и четкая постановка задачи уже несут в себе элемент решения. Судя по программе съезда, разнообразию вопросов, вынесенных на пленарное заседание и на круглые столы, у строительного сообщества Северо-Запада есть понимание проблем и путей их решения.
Надеемся, что cъезд не ограничится лишь подведением итогов, и нам удастся увидеть дальнейший вектор развития строительной отрасли, правильно оценить как риски, так и новые возможности работы в условиях вступления в ВТО, саморегулирования, перехода к федеральной контрактной системе.
Сергей Майоров, министр строительства Калининградской области:
– С 1 января 2014 года вступает в силу закон 44-ФЗ «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». В связи с этим, на мой взгляд, одной из самых важных задач сегодня является оперативное внесение изменений в действующее законодательство, а также разработка и принятие нормативных правовых актов, без которых невозможна реализация 44‑ФЗ на практике. Было бы неплохо, если участники съезда уделили внимание этому вопросу.
Достойным рассмотрения также является вопрос о необходимости внесения в законодательство изменений, касающихся расширения полномочий частных экспертных организаций в сфере строительства и постепенной отмены обязательной экспертизы проектов объектов с массовым пребыванием людей, в частности объектов жилищного строительства. Необходимо четко понимать, готово ли профессиональное сообщество посредством института саморегулирования гарантировать безопасность жизнедеятельности тех, кто будет впоследствии эксплуатировать здания, проекты которых не подвергались экспертной оценке.
Александр Ефимов, министр строительства Республики Карелия:
– Съезд строителей Северо-Запада должен стать знаковым событием в жизни региона. Думаю, что съезд сможет объединить строительное сообщество, для того чтобы сообща сформулировать проблемы в строительной отрасли и определить пути их решения. Необходимо наметить цели и задачи, выработать правила и стандарты поведения на строительном рынке.
Сегодня наша слабая сторона – законодательство. Я бы хотел, чтобы все представители профессионального строительного сообщества высказались на съезде в полной мере. Именно от того, насколько активно будут выражать свои интересы строители, зависит законодательная база, с которой им придется работать. И важно, чтобы это были не только претензии, но и пожелания относительно будущей работы. Надеюсь, что это будут конструктивные предложения.
Андрей Изотов, министр строительства и территориального развития Мурманской области:
– Мы надеемся, что на съезде будут озвучены основные итоги деятельности строительного комплекса СЗФО за многолетний период развития саморегулирования. При этом будет дана оценка положительных и отрицательных результатов деятельности строительной отрасли СЗФО в целом и регионов в частности. Хотелось бы надеяться, что работа координационного совета, избранного на этом съезде, не будет носить формальный характер и действительно станет связующим звеном между регионами и высшим руководством страны в решении основных вопросов развития строительной отрасли, в том числе и реализации программ по жилищному строительству. Съезд – это живое и профессиональное общение представителей органов власти и строительного бизнес-сообщества, которое должно способствовать выработке конструктивных решений по модернизации строительной отрасли.
В настоящее время в строительной отрасли сложились непростые условия. Это и вступление в ВТО, и отсутствие современной нормативно-технической базы, и отсутствие квалифицированных кадров. Все это, безусловно, влияет на качество и безопасность строительства. Поэтому считаем необходимым и своевременным обратить внимание нового Координационного совета на необходимость активизации работы по следующим ключевым направлениям:
– развитие и поддержка на федеральном уровне предприятий промышленности строительных материалов в регионах СЗФО с учетом их особенностей;
– поддержание престижа профессии «строитель» на всех уровнях (учащихся, рабочих, инженеров, руководителей) через совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для строительной отрасли.
С учетом неравномерного развития строительной отрасли в субъектах Федерации необходимо выработать механизм взаимодействия между регионами в различных направлениях строительной деятельности.
Считаем, что такой механизм будет способствовать получению качественного строительного продукта при реализации федеральных и региональных программ по строительству.
Владимир Петров, первый заместитель руководителя департамента строительства и дорожного хозяйства Новгородской области:
– Решение вопросов обманутых дольщиков, государственные закупок, сокращение количества ветхого и аварийного жилья требует комплексного подхода и участия экспертов и специалистов смежных со строительством отраслей. Решение большей части вопросов требует комплексного подхода и содействия со стороны государства. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и строительное сообщество являются участниками единого экономического процесса. Без интеграции, развития межотраслевого взаимодействия и укрепления межрегиональных связей с узловыми вопросами развития строительной отрасли нам не справиться. Обеспечение объектов строительства инженерной и транспортной инфраструктурой, улучшение инвестиционного климата и тем более удешевление стоимости квадратных метров и повышение качества строительства невозможно без участия таких регуляторов, как финансовые структуры, региональной исполнительной и законодательной власти.
Андрей Травников, первый заместитель губернатора Вологодской области:
– Как известно, у любых съездов и форумов две основные цели: это подведение итогов и определение задач для объединения усилий. Для начала хочется отметить, что на протяжении ряда лет по рейтингу среди регионов СЗФО Вологодская область по вводу жилых домов стабильно занимает 4‑е место. В настоящее время в Вологодской области осуществляется разработка строительного кластера, в основе которого – производство конкурентоспособной продукции для деревянного домостроения. У области есть все шансы для того, чтобы стать центром деревянного домостроения России, и нам необходимо реализовать заложенный потенциал. Для развития строительного кластера Вологодской области подобные встречи, как Съезд строителей Северо-Запада, необходимы. Вместе мы сможем выработать концепцию развития сферы и выйти на международный уровень по качеству материалов, технологиям строительства и подготовке профессиональных кадров для отрасли.
Сергей Зимин, помощник полномочного представителя Президента РФ в СЗФО:
– На съезде будет избран Координационный совет по развитию строительной отрасли Северо-Запада. Таким образом, в управлении, в развитии и в формировании межрегиональной политики в строительном секторе смогут принять участие все регионы округа, делегируя своих представителей на этот съезд. Я обращаюсь к строителям регионов с предложением принять самое активное участие в подготовке съезда, направлять в адрес оргкомитета свои предложения в части развития строительного сектора, по улучшению федерального и регионального законодательства, направлять свои предложения по инвестиционным проектам. Надеюсь, что съезд даст возможность конструктивно эти предложения обсудить и выработать программу совместной работы на 2013-2014 годы.
Александр Вахмистров, председатель Координационного совета по развитию строительной отрасли СЗФО:
– Решения, принятые на съезде, по своей сути должны носить одну главную направленность – повышение доступности и качества жилья для населения Северо-Западного региона. Механизмов, способствующих этому процессу, довольно много. В первую очередь это меры по улучшению инвестиционного климата путем снижения административных барьеров. Упразднив ряд процедур или уменьшив сроки согласований, мы автоматически добьемся снижения себестоимости жилья. Требуют корректировки контрольные показатели ввода жилья, установленные Министерством регионального развития РФ для субъектов СЗФО: вопрос необходимо рассматривать в зависимости от обеспеченности населения жильем и на основе анализа фактической потребности. Есть также ряд предложений по усовершенствованию законодательной базы. Строительство социальных объектов – весьма непростой вопрос, но и его надо решать. В частности, за счет снижения затрат на строительство путем использования типовых проектов повторного применения. В числе проблемных аспектов остаются вопросы ликвидации аварийного и реновации ветхого жилья, модернизации производств и улучшения качества строительных материалов, формирования кадрового резерва. Можно перечислять долго. Важно, чтобы диалог между бизнес-сообществом и органами власти стал результативным.
Владимир Авдеев, исполнительный директор АНО «Стратегическое партнерство по развитию Северо‑Запада»:
– Я надеюсь, что съезд сумеет объединить инвестиционно-строительный комплекс Северо-Западного федерального округа. Потому что потребность в объединении стала очевидна еще в период кризиса. Который, кстати, строители Северо-Запада миновали во многом легче, чем их коллеги в ряде других федеральных округов. За время кризиса инвестиционно-строительный комплекс СЗФО хотя и снизил объемы, но сумел подняться с четвертого на третье место по стране.
Однако и эти потери можно было бы уменьшить, если бы строительная политика на различных территориях велась более скоординированно. Поскольку главной задачей АНО «Стратегическое партнерство «Северо-Запад» является как раз координация действий власти, бизнеса и общества, направленных на реализацию Стратегии социально-экономического развития СЗФО на период до 2020 года, мы как одни из организаторов IV Съезда строителей Северо-Западного федерального округа и рассматриваем его как первый объединительный. Надеюсь, что съезд станет ежегодным и будет принимать конкретные решения, исполнение которых может поддаваться измерению и контролю. Главная задача съезда – выработать механизмы диалога власти и бизнеса в строительном секторе. Мы хотим не только услышать мнение строительного сообщества округа по ключевым проблемам отрасли, но и выработать консолидированную позицию и донести ее до федерального центра. Если мы добьемся того, что сознание представителей всех уровней власти и бизнеса повернет в русло совместной созидательной работы, значит, съезд удался.
Георгий Богачев, вице-губернатор Ленинградской области по строительству:
– На съезде стоит обсудить самую главную проблему в строительной отрасли с нашей точки зрения, а именно хаос в сфере выдачи разрешений на строительство и последующей приемки объектов в эксплуатацию. В настоящее время ответственность за эти процессы распределена между разными уровнями власти, и от этого зачастую происходят конфликты. Строительную экспертизу сегодня проводят самые различные организации, разрешения на строительство выдают муниципальные образования, дальше заключения о соответствии построенного объекта выпускает орган субъекта Федерации, а разрешение на ввод в эксплуатацию выдает снова муниципальное образование. Не существует единого центра, где формируются все сведения о градостроительной документации в отношении участка, так и непосредственно о самом проекте. Мы бы хотели обсудить то, каким образом можно больше централизовать эти процессы, что было бы удобнее и полезнее для всех.
Сергей Владимиров, заместитель министра архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми:
– В строительной отрасли страны наряду с определенными успехами накопилось достаточно проблем, вопросов, узких мест. Это и законодательство по государственным закупкам, совершенно не учитывающее специфику строительного рынка (переход на федеральную контрактную систему не решает всех проблем этой сферы). Нормативно-техническое обеспечение процесса строительства совершенно не соответствует требованиям времени как в части внедрения передовых технологий, так и с точки зрения создания безопасной и комфортной среды обитания. Еще одна проблема – сокращение доли малого бизнеса в строительстве. Много вопросов остается в практике саморегулирования в строительстве.
Естественно, было бы неоправданно ждать от съезда решения этих проблем. Но на наш взгляд, правильно сформулированный вопрос и четкая постановка задачи уже несут в себе элемент решения. Судя по программе съезда, разнообразию вопросов, вынесенных на пленарное заседание и на круглые столы, у строительного сообщества Северо-Запада есть понимание проблем и путей их решения.
Надеемся, что cъезд не ограничится лишь подведением итогов, и нам удастся увидеть дальнейший вектор развития строительной отрасли, правильно оценить как риски, так и новые возможности работы в условиях вступления в ВТО, саморегулирования, перехода к федеральной контрактной системе.
Сергей Майоров, министр строительства Калининградской области:
– С 1 января 2014 года вступает в силу закон 44-ФЗ «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». В связи с этим, на мой взгляд, одной из самых важных задач сегодня является оперативное внесение изменений в действующее законодательство, а также разработка и принятие нормативных правовых актов, без которых невозможна реализация 44‑ФЗ на практике. Было бы неплохо, если участники съезда уделили внимание этому вопросу.
Достойным рассмотрения также является вопрос о необходимости внесения в законодательство изменений, касающихся расширения полномочий частных экспертных организаций в сфере строительства и постепенной отмены обязательной экспертизы проектов объектов с массовым пребыванием людей, в частности объектов жилищного строительства. Необходимо четко понимать, готово ли профессиональное сообщество посредством института саморегулирования гарантировать безопасность жизнедеятельности тех, кто будет впоследствии эксплуатировать здания, проекты которых не подвергались экспертной оценке.
Александр Ефимов, министр строительства Республики Карелия:
– Съезд строителей Северо-Запада должен стать знаковым событием в жизни региона. Думаю, что съезд сможет объединить строительное сообщество, для того чтобы сообща сформулировать проблемы в строительной отрасли и определить пути их решения. Необходимо наметить цели и задачи, выработать правила и стандарты поведения на строительном рынке.
Сегодня наша слабая сторона – законодательство. Я бы хотел, чтобы все представители профессионального строительного сообщества высказались на съезде в полной мере. Именно от того, насколько активно будут выражать свои интересы строители, зависит законодательная база, с которой им придется работать. И важно, чтобы это были не только претензии, но и пожелания относительно будущей работы. Надеюсь, что это будут конструктивные предложения.
Андрей Изотов, министр строительства и территориального развития Мурманской области:
– Мы надеемся, что на съезде будут озвучены основные итоги деятельности строительного комплекса СЗФО за многолетний период развития саморегулирования. При этом будет дана оценка положительных и отрицательных результатов деятельности строительной отрасли СЗФО в целом и регионов в частности. Хотелось бы надеяться, что работа координационного совета, избранного на этом съезде, не будет носить формальный характер и действительно станет связующим звеном между регионами и высшим руководством страны в решении основных вопросов развития строительной отрасли, в том числе и реализации программ по жилищному строительству. Съезд – это живое и профессиональное общение представителей органов власти и строительного бизнес-сообщества, которое должно способствовать выработке конструктивных решений по модернизации строительной отрасли.
В настоящее время в строительной отрасли сложились непростые условия. Это и вступление в ВТО, и отсутствие современной нормативно-технической базы, и отсутствие квалифицированных кадров. Все это, безусловно, влияет на качество и безопасность строительства. Поэтому считаем необходимым и своевременным обратить внимание нового Координационного совета на необходимость активизации работы по следующим ключевым направлениям:
– развитие и поддержка на федеральном уровне предприятий промышленности строительных материалов в регионах СЗФО с учетом их особенностей;
– поддержание престижа профессии «строитель» на всех уровнях (учащихся, рабочих, инженеров, руководителей) через совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для строительной отрасли.
С учетом неравномерного развития строительной отрасли в субъектах Федерации необходимо выработать механизм взаимодействия между регионами в различных направлениях строительной деятельности.
Считаем, что такой механизм будет способствовать получению качественного строительного продукта при реализации федеральных и региональных программ по строительству.
Владимир Петров, первый заместитель руководителя департамента строительства и дорожного хозяйства Новгородской области:
– Решение вопросов обманутых дольщиков, государственные закупок, сокращение количества ветхого и аварийного жилья требует комплексного подхода и участия экспертов и специалистов смежных со строительством отраслей. Решение большей части вопросов требует комплексного подхода и содействия со стороны государства. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и строительное сообщество являются участниками единого экономического процесса. Без интеграции, развития межотраслевого взаимодействия и укрепления межрегиональных связей с узловыми вопросами развития строительной отрасли нам не справиться. Обеспечение объектов строительства инженерной и транспортной инфраструктурой, улучшение инвестиционного климата и тем более удешевление стоимости квадратных метров и повышение качества строительства невозможно без участия таких регуляторов, как финансовые структуры, региональной исполнительной и законодательной власти.
Андрей Травников, первый заместитель губернатора Вологодской области:
– Как известно, у любых съездов и форумов две основные цели: это подведение итогов и определение задач для объединения усилий. Для начала хочется отметить, что на протяжении ряда лет по рейтингу среди регионов СЗФО Вологодская область по вводу жилых домов стабильно занимает 4‑е место. В настоящее время в Вологодской области осуществляется разработка строительного кластера, в основе которого – производство конкурентоспособной продукции для деревянного домостроения. У области есть все шансы для того, чтобы стать центром деревянного домостроения России, и нам необходимо реализовать заложенный потенциал. Для развития строительного кластера Вологодской области подобные встречи, как Съезд строителей Северо-Запада, необходимы. Вместе мы сможем выработать концепцию развития сферы и выйти на международный уровень по качеству материалов, технологиям строительства и подготовке профессиональных кадров для отрасли.
рубрика:
Опрос