Длинная дорога

Летом прошлого года президент РФ подписал «дорожную карту» в строительстве – комплекс мер, призванный уже к 2015 году существенно упростить строительный бизнес. То есть до завершения программы осталось чуть больше полутора лет. В канун Съезда строителей газета «Строительный Еженедель­ник» обратилась к участ­никам рынка с вопросом: «Вы чувствуете положительные изменения?».

Дмитрий Петров, генеральный директор ЗАО «Техника. Тепловидение. Медицина»:
– Возможно, какие-то изменения появились, но, к сожалению, они практически не чувствуются из-за общего упадка дел в строительстве. Качество строительства не улучшается, а квалификация специалистов недостаточна, поэтому хочется, чтобы добавился комплекс мероприятий по улучшению контроля качества в строительстве и реальных мер, направленных на повышение квалификации участников строительного комплекса.

Александр Вахмистров, председатель Координаци­он­ного совета по развитию строительной отрасли СЗФО:
– Утвержденный президентом России комплекс мер по улучшению предпринимательского климата в сфере строительства стал, пожалуй, самым значимым событием в отрасли. Этот документ, предусматривающий проведение комплекса мероприятий, направленных на снижение уровня бюрократизации, на мой взгляд, должен стать основополагающим вектором развития на ближайшие несколько лет. Во многом благодаря «дорожной карте» мы сможем приблизиться к решению глобальной государственной задачи по обеспечению наших граждан доступным и качественным жильем. Предстоит еще большая работа, и делать выводы пока рано, однако некоторые результаты уже ощущаются.

Александр Рыжук, директор департамента сопровождения проектирования ЗАО «ЭнергоПроект»:
– На практике нашей деятельности как проектной организации из заметных изменений – законодательное сокращение сроков государственной экспертизы с трех до двух месяцев. Нельзя не отметить изменения в работе служб Росреестра – постепенное создание единой геоинформационной системы и возможность получения сведений в электронном виде в сжатые сроки существенно экономят время при работе с крупными линейными объектами. Другой вопрос – динамика этих изменений. К сожалению, ключевые параметры, на которые нацелена программа, пока не достигнуты, поэтому о кардинальных переменах в отрасли пока говорить рано.

Олег Никифоров, ведущий юрист департамента судебной практики и юридического сопровождения ООО «ЛигалСтудио»:
– По нашему мнению, подводить какие-то предварительные итоги или оценивать изменения в связи с принятием Правительством РФ распоряжения от 16.08.2012 № 1487-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» несколько преждевременно, несмотря на обозначенный срок завершения ее исполнения. Подведение промежуточных итогов будет целесообразно в 2015 году, когда станет ясно, обеспечены ли контрольные показатели эффективности программы (место не ниже 78 в рейтинге Мирового банка), или нет. Сам же план мероприятий рассчитан на период до 2018 года. Фактически, в 2012-2013 годах должна осуществляться нормотворческая работа, закладывающая основание для реализации иных меро­приятий плана, причем эта работа должна решать вопросы, о которые сломала зубы не одна команда предшественников нынешних законодателей – изменение (отмена) деления земель на категории, переход на еврокоды и т. п., а изменения вносятся в нормативные правовые акты высокой юридической силы.

Анатолий Кузнецов, директор филиала САО «ГЕФЕСТ» в Санкт-Петербурге:
– Что касается вопросов, связанных со страхованием, то в «дорожной карте» предполагалась отмена обязательной экспертизы проектной документации и введение института страхования. Однако Минэкономразвития включило «красный свет» на решение об отмене экспертизы. Конечно, процедура экспертизы сегодня слишком бюрократична и занимает довольно много времени. Но экспертиза – важная составляющая строительного процесса, и это норма. Оставлять строительную отрасль без конт­роля нельзя, тем более при сегодняшней сложности и масштабности объектов строительства.
Проблема в том, что по замыслу разработчиков проекта страховщики должны были взять на себя большую долю ответ­ственности, не имея четко обозначенного предмета страхования. Такое страхование может привести к ненадежной страховой защите.

Мария Голубева, директор ООО «Донк»:
– Есть определенные улучшения в части регулирования строительно-монтажных работ, в частности постепенная актуализация СНиПов и сводов правил, гармонизация их с европейскими стандартами.
Что касается законов, кардинально упрощающих работу строителя, то прорыва в области упрощения процедур, введения предсказуемых сроков получения разрешения на строительство и достижения договоренностей с монополистами по со­блюдению условий создания инфраструктуры пока не произошло. Также есть над чем поработать в области более четкого определения проводимой градостроительной политики. Должна отметить, что имея желание, можно успешно работать и проводить в жизнь масштабные проекты и при существующем положении дел. Каких-то непреодолимых преград мы не видим.

Наталья Чепрукова, генеральный директор Delta estate:
– В ближайшее время чиновники обещают доработать «дорожную карту» и выпустить ее новую редакцию, возможно, тогда мы сможем почувствовать положительные изменения. Обновленная «дорожная карта» должна сделать отрасль более прозрачной для всех участников строительного процесса: для инвесторов, застройщиков, государственной и муниципальной власти, потребителей, а значит, более контролируемой и надзорными органами, и гражданским обществом. Уже в текущем году количество строительных процедур должно уменьшиться до 13 вместо 51, а длительность их согласования – до 130 дней вместо 423. Будем надеяться и ждать положительных изменений.

Елена Лашкова, генеральный директор группы компаний «ГЕОИЗОЛ»:
– Поскольку в первую очередь меро­приятия «дорожной карты» коснутся компаний-застройщиков, по росту их активности можно будет судить о том, заработал ли этот проект в полную силу. Что касается сроков реализации плана мероприятий, то я думаю, они затянутся. Например, при преду­смотренной отмене экспертизы проектной документации потребуется создать список фирм, имеющих право на получение разрешения на капитальное строительство уведомительным порядком, а это займет какое-то время.

Кирилл Иванов, директор СРО НП «РОССО ДОРМОСТ»:
– Изменения, даже если они и есть, и даже если они и в лучшую сторону, я бы связывал в первую очередь – к счастью или к сожалению – не с реализацией какой-то программы, а с той работой, которую мы как отраслевики ведем ежедневно с заказчиком, с органами региональной и федеральной власти. Во всяком случае те изменения, на которые ориентирована программа, в полном объеме еще не произошли. В транспортном строительстве основную роль играет в первую очередь сам заказчик. От его компетенции, его уровня квалификации и способности выполнять свои функции на 70% зависит успех реализации того или иного проекта, объекта.

Сергей Ярошенко, генеральный директор ООО «КВС»:

– Мы изменений к лучшему не чувствуем. Возможно, потому что все, что носит название одной из двух главных россий­ских бед, обречено.

Мирослав Августинович, директор УПТК филиал ОАО «Метрострой»:
– Серьезная си­туа­ция сложилась в сфе­ре контроля за строительством. Это связано с тем, что со вступлением в ВТО мы переходим от наших СНиПов и нормативов на требования безопасности ВТО. Это совершенно другие критерии, часть опасных проектных решений проходит по европейским критериям безопасности и не проходит у нас по СНиПам. Поэтому это соединение требований ВТО, отмена того, что было у нас в РФ, и необходимость адаптации этих требований к российским условиям, для того чтобы строительство было более безопасным, – это очень важная проблема, которая окончательно не решена. В текущих условиях безопасность зависит от профессионализма и добросовестности участников строительного рынка. Попытка отказаться от государственного строительного надзора сейчас преждевременна. Изменения необходимо вносить, но постепенно и взвешенно.

Сергей Мусолин, управляющий партнер компании Atlas Development:
– Несмотря на то что данный комплекс мер по улучшению делового климата принят на законодательном уровне, на практике его реализация идет очень медленно. Ожидается, что нововведения окончательно вступят в силу не ранее 2018 года. Представители госструктур продолжают действовать по старым схемам. Иными словами, застройщики пока не чувствуют существенных улучшений или упрощения процедуры оформления разрешения на строительство.

Владимир Подколзин, начальник ФГУП «ЦПО» при Спецстрое России»:
– В рамках реализации «дорожной карты» уже разработан ряд законопроектов, направленных на сокращение сроков и уменьшение объема затрат на этапе, предшествующем строительству. Конкретные процедуры еще не работают. Споры по некоторым предлагаемым нововведениям снижают эффективность разрабатываемых мер, поэтому темпы реализации программы низкие. Но это масштабный проект. Очевидно, он требует тщательной проработки и времени. Прошло чуть менее года – в условиях масштаба всей страны и отдельных мегаполисов это малый срок. Положительным фактором является возможность открытого обсуждения и готовность законодательных органов рассматривать предложения участников рынка, в частности проектных и строительных организаций.


Арсений Васильев, генеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь»:

– В Ленинградской области в настоящее время не введен электронный документооборот и принцип «одного окна» прохождения документации, часто не выдерживается регламент по срокам выдачи документации, на застройщика возлагается обязанность по подготовке документов, которые находятся в зоне ответственности районной администрации. Кроме того, муниципальные образования наделены очень широкими полномочиями, что зачастую затягивает процесс строительства и ввода объекта в эксплуатацию. Таким образом, можно сказать, что «дорожная карта» в строительстве в Ленинградской области не работает.

Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге:
– Для реализации хотя бы теоретически уведомительной процедуры о начале строи­тельства необходимо до этого принять все предусмотренные законодательством градостроительные документы в российских городах. А как известно, сроки принятия схем территориального планирования несколько раз сдвигалась и до сих пор приняты далеко не везде. Хотелось бы верить, что к концу 2014 года будут приняты все градостроительные документы, каким-то образом продвинется широко анонсированный вопрос с отменой категорий земель и т. д. В этом случае можно будет приблизиться к заложенным в «дорожной карте» на 2015 год параметрам. Сейчас есть ощущение, что взятая динамика недостаточна для достижения данных целей.

Алексей Новиков, директор представительства производителя оконных систем PROPLEX на Северо-Западе:
– Очевидно, что при установке сроков возможности были переоценены. Чувствуются скорее социальные изменения – инициатива получила хороший общественный резонанс. Люди задумываются, оглядываются, ожидают положительных перемен: грядущие процессы дисциплинируют чиновников, заставив их более трепетно и ответственно относиться к прохождению всех процедур. Отрасль станет прозрачнее, увеличится количество игроков, повысится конкуренция и, следовательно, снизится стоимость строительных объектов.

Алексей Шаскольский, заместитель руководителя департамента оценки Институт проблем предпринима­тельства:
– В строительной сфере практически в любой стране очень много ограничений – просто в других странах рынку не 20 лет, как у нас, и там ситуация устоялась, там бизнес, власть и общественность научились понимать, что можно, а что нельзя, даже если очень хочется.
рубрика: Опрос
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.