Между планом и обещанием

До конца первого полугодия осталось немногим больше месяца, но вопрос о том, как в Петербурге подорожает электричество, остается открытым: первоначальному плану городских властей повысить тариф на 15% противостоит обещание Георгия Полтавченко президенту удержать рост тарифов на уровне «семи с небольшим» процентов.

Уже в следующем году по всей стране может быть запущена новая система расчета стоимости электроэнергии, призванная экономить электричество, однако мнения экспертов насчет эффективности реформы расходятся.
До начала июля 2013 года в Петербурге действуют следующие тарифы: для городского населения – 2,97 рублей за кВт/ч для владельцев газовых плит и 2,08 рублей за кВт/ч для пользователей электроплит. Дачники платят по 2,97 рублей за кВт/ч. Эти ставки действительны при отсутствии приборов раздельного учета.
Если же пользователи имеют счетчики, позволяющие производить раздельный учет, для них действуют ночные тарифы, которые дешевле дневных на 38-39%.
Как сообщили в городском Комитете по тарифам, тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, состоят из трех основных составляющих. Это цена электрической энергии, покупаемой на оптовом рынке, оплата услуг электросетевых и инфраструктурных организаций, а также сбытовой надбавки гарантирующего по­ставщика.
Согласно ответу комитета, из этих трех составляющих государственному регулированию подчиняются тарифы на услуги по передаче энергии по сетям, проходящим на территории города, и сбытовые надбавки поставщиков. Цена электроэнергии, закупаемой на оптовом рынке, является свободной и регулируется рынком.
Однако внятного ответа на вопрос, по каким причинам дорожает электричество для потребителей и как рассчитывается процент удорожания, в Комитете по тарифам не дали.

Неопределенный рост

Согласно данным, опубликованным на сайте Комитета по тарифам в конце декабря прошлого года, с 1 июля 2013 года стоимость электроэнергии должна была вырасти на 14%. Одновременно с этим на 15% должны были вырасти тарифы на тепловую энергию, холодную воду и водоотведение, природный газ, сжиженный углеводородный газ и твердое топливо.
Однако в конце февраля под председательством Владимира Путина состоялось совещание, посвященное росту размера коммунальной квитанции в регионах. В ходе совещания выяснилось, что подорожание было спровоцировано ростом тарифов, согласованным субъектами РФ. Вскоре после совещания Федеральная служба по тарифам распространила сообщение, в котором сообщалось, что в ближайшее время будет принято решение либо о пересмотре тарифов, либо об изменении схемы начисления платы, либо об изменении нормативов.
На состоявшейся в конце апреля прямой линии Владимира Путина президент сообщил, что губернатор Петербурга Георгий Полтавченко пообещал ему выстроить систему, при которой платежи «должны быть более мягкими в течение года». Владимир Путин рассказал своим слушателям, что правительство дало ему обещание, что среднее повышение тарифов по году «не будет более шести процентов». «Но сразу оговорюсь, среднее по году. В некоторых регионах, допустим, в бывших военных городках, других замкнутых системах, где годами не индексировали ничего, там может быть рост и побольше. Вот в Петербурге, допустим, Полтавченко мне сказал, что мы не справимся с шестью процентами и у нас где-то будет семь с небольшим. Но это тоже приемлемо», – оценил президент.
Судя по всему, окончательное решение об удорожании электроэнергии в Петербурге еще не принято.

Трудный выбор

На правительственном уровне ведется работа по изменению системы расчета стоимости электроэнергии. С 1 июля в России в пилотном режиме будет запущен проект Минрегионразвития: в 16 регионах будет тестироваться переход на социальные нормы потребления электроэнергии.
В число регионов-экспериментаторов входят Башкортостан, Кабардино-Балкария, Тыва, Забайкальский, Примор­ский, Хабаровский края, Архангельская, Влади­­мирская, Воронежская, Иркутская, Кемеровская, Калужская, Курская, Липец­кая, Нижегородская, Самарская области.
Планируется, что с 1 июля 2014 года новый способ расчета стоимости электроэнергии будет действовать по всей стране.
Суть эксперимента заключается в том, что на определенный объем электроэнергии, так называемую социальную норму, установят относительно низкие расценки. За остальное придется платить больше.
Соцнорму предлагается рассчитывать так, чтобы в нее вписывались потребности 65-85% населения. Определять конкретные «лимиты» в каждом субъекте будут региональные власти, ориентиром является средний объем годового потребления. В рамках эксперимента будут использоваться данные за 2011 год.
Норма будет зависеть от нескольких факторов: типа населенного пункта, наличия в доме электроплиты, от количества человек, зарегистрированных в квартире.
В соцнорму будут включаться и общедомовые нужды – электроэнергия, которая тратится на освещение лестничных площадок, подвалов, чердаков, работу оборудования вроде лифтов и насосов. По «социальному» тарифу платить за киловатты, израсходованные для освещения общедомового имущества, разрешат, только если социальная норма на внутриквартирные нужды не была израсходована на 100%. В противном случае расценки будут повышенные.
Разница между «социальным» и «сверхнормативным» тарифами в начале эксперимента будет в пределах 30%. Потом последний постепенно увеличат до экономически обоснованного.
Как заметил эксперт Института экономики города Дмитрий Хомченко в беседе с «Российской газетой», минус реформы состоит в том, что в норму предлагают включать общедомовые нужды. «Если «лимит» установят по нижней границе в 65%, жильцы будут «выбирать» ее в своих квартирах. И за общедомовую электроэнергию им придется платить по сверхнормативному тарифу. С учетом того, что во многих высотных домах стоят лифты, которые сами по себе довольно энергоемкие, и другое оборудование, платежи за электроэнергию возрастут заметно», – считает господин Хомченко.
Сергей Шаль, специалист фонда градостроительных и жилищно-коммунальных реформ «Территория», сомневается, что реформа приведет к существенной экономии электроэнергии, если по сверхтарифу электроэнергию будет оплачивать всего 15%, а киловатты, потраченные сверх лимита, будут дороже лишь на 30%. «И уж тем более не решит проблему перекрестного субсидирования. В некоторых регио­нах, где соцнормы уже ввели, «нижний» и «верхний» тарифы отличаются в полтора-два раза. На таких условиях переход на соцнормы действительно может дать тот результат, на который рассчитана эта реформа», – считает аналитик.

Кстати:

В конце прошлой недели Комитет по тарифам Петербурга объявил, что с 1 июля тарифы на коммунальные услуги вырастут на 8%. Вместе с тем в комитете пообещали, что среднегодовой рост тарифов по городу составит около 6% (именно такую планку установил президент России Владимир Путин). Для этого комитет произвел пересчет нормативов, по которым рассчитывается плата за коммунальные услуги, – этот пересчет вступит в действие за месяц до июльского подорожания.
Так, по теплоснабжению норматив будет снижен на 5%. При этом он будет рассчитываться исключительно исходя из потребления жилых помещений. Ранее учитывалось и теплоснабжение лестничных клеток и прочих мест общего пользования. Норматив по водоотведению на общедомовые нужды было решено и вовсе упразднить, соответственно, эта графа исчезнет из квитанций. Однако более всего сократятся тарифы, связанные с общедомовыми нуждами. В шесть раз сократятся цены на общедомовое горячее водоснабжение и в девять раз – на холодное водоснабжение.
Согласно действующему законодательству тарифы меняются два раза в год – в начале года и в июле.
рубрика: Энергетика и инженерная инфраструктура
автор: Влада Гасникова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.