От умения вертеться – к умению использовать Goodwill
Владимир Шахов, генеральный директор Национального центра развития саморегулирования «Специальный ресурс» поделился своими мыслями о том, как для строительной компании важно в нынешних условиях выстраивать собственную репутацию и как это можно сделать.
Изменение системы допуска на строительный рынок и попытка государства скорректировать систему регулирования строительной отрасли, как мы помним, были продиктованы необходимостью повышения безопасности и качества строящихся объектов. Требования к безопасности объектов капитального строительства в основном носят обязательный характер, работает государственная и негосударственная экспертиза, не дремлет строительный надзор. И в целом проблема безопасности сегодня нам представляется не такой острой. На первый план выходят вопросы качества выполненных работ и качества строительных материалов, которые были использованы. А это уже профессионализм и ответственность специалистов, вовлеченных в стройку.
В одном из стандартов ГОСТ от 1979 года (ГОСТ 15467-79) качество определяется как «совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением». В связи с этим хочется сказать, что безопасность как свойство объектов капитального строительства является необходимым, но сегодня уже совершенно недостаточным свойством строящихся зданий. Современный потребитель, а точнее, пользователь жилых домов, офисных помещений и других объектов гражданского и промышленного назначения хочет находиться не просто в безопасной, но и в комфортной среде. Причем комфортность этой среды обусловлена не только соответствием современным требованиям эстетического и экологического характера. Потребителя интересуют и экономические показатели зданий и сооружений, связанные с долговечностью, использованием энергосберегающих технологий и удобством в эксплуатации и обслуживании.
Инвестировать в качество готовы не все
И если вопросы обеспечения безопасности решаются введением минимума обязательных требований и контролем над их исполнением, то в сфере повышения качества и улучшения потребительских свойств требования в основном носят добровольный характер. Как говорится, совершенству предела нет, но, к сожалению, сегодня мы должны сами себе признаться, что инвестировать в качество готовы далеко не все участники строительного рынка. И система саморегулирования, введенная три года назад, оказалась не в силах переломить тенденцию к снижению качества строящихся объектов, особенно в сфере государственного заказа. Разумеется, тенденция эта в первую очередь связана с системой государственного заказа в рамках 94-ФЗ, который не просто не стимулировал добросовестную конкуренцию на строительном рынке, а, напротив, нацеливал и заказчика, и исполнителя на сиюминутную экономию «любой ценой», и, как показала жизнь, цена эта оказалась достаточно высока. Однако вскоре ситуация может измениться. Во всяком случае принятие закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» дает добросовестному заказчику возможности для значительного снижения рисков, связанных с качеством исполнения заказа, а также инструменты для развития реальной профессиональной конкуренции. Эти возможности в первую очередь связаны с инструментами предквалификации компаний – претендентов на исполнение госзаказа.
Предполагается, что конкуренция существует и сейчас, но она носит скорее «подковерный» характер и определяется понятиями: «Кто ближе?», «Кто больше?», «Кто и как может договориться?». Такая конкуренция зачастую не связана с реальной квалификацией компании и использованием профессиональных конкурентных преимуществ. Уверен, что без легальной и публичной профессиональной конкуренции вопросы повышения качества строящихся объектов будут решаться непросто.
Введение контрактной системы предполагает возможность более широкого использования конкурсных процедур, в том числе конкурсов с ограниченным участием и двухэтапных конкурсов. Таким образом, квалификационные составляющие будут играть ведущую роль и как критерии допуска компании (для конкурсов с ограниченным участием), и как критерии сравнительной оценки компаний-претендентов (для основной конкурсной процедуры).
Специфический вид
При этом строительство – это специфический вид госзаказа, так как качество оказанной услуги или товара в полной мере можно оценить только после его выполнения, а иногда спустя значительное время после сдачи объекта в эксплуатацию. Таким образом, добросовестный заказчик находится в ситуации, когда он заранее должен оценить риски, которые почти целиком связаны с выбором компании-исполнителя. Сейчас, в условиях действия ФЗ-94, такой необходимости нет, но с вступлением в силу ФКС заказчик не только сможет, но в отдельных случаях будет просто обязан оценивать опыт и деловую репутацию каждого участника конкурсной процедуры. В связи с этим становится необходимой формализация правил и способов такой оценки и ее достоверности.
Очевидно, Россия уже готова к тому, чтобы вывести институт государственных закупок на новый уровень, при котором риски при осуществлении процедур закупок могут быть снижены, а качество товаров и услуг, поставляемых государству, повысится без увеличения цены. При этом вряд ли удастся обойтись без объективной оценки деловой репутации поставщика, которая должна опираться не на экспертное мнение или другие субъективные факторы, а на ключевые показатели деятельности компании, которые свидетельствуют о ее возможностях и потенциале.
Конечно, есть мнение, что никаких правил не нужно, что хорошего исполнителя с положительной деловой репутацией и так определить достаточно просто: можно ознакомиться с опытом работы, навести справки, собрать отзывы. Но возникает вопрос: как отличить одного «хорошего» от другого?
Национальный центр развития саморегулирования «Специальный ресурс» предлагает использовать рейтинговую модель оценки деловой репутации, которая может рассчитываться специализированными рейтинговыми агентствами. Важным моментом является использование только открытых и проверяемых данных, таких как основные финансовые показатели, реальный кадровый потенциал, предыдущий опыт строительства, наличие или отсутствие судебных претензий и прочей информации, которая может свидетельствовать о компании как положительно, так и отрицательно.
Только для тех, кто в списке
К примеру, в Швейцарии участником торгов может стать только лицо, включенное в специальный список квалифицированных поставщиков. Этот список формируется закупающим агентством и публикуется не реже одного раза в год. При этом лицо может быть исключено из этого списка по различным основаниям: наличие задолженности по налогам, вхождение в процедуру банкротства, ущемление прав работников и прочих нарушений. В Италии до середины 1990-х годов, чтобы принять участие в конкурсе, строительная фирма должна была доказать, что она есть в соответствующей категории национального списка строительных фирм. Законодательство США также содержит требование к учету предыдущей истории заказов у поставщика при выборе участника торгов. Таким образом, государственные органы, ответственные за закупки, используют весь инструментарий при закупке товаров, учитывая не только цены, но и прошлое поставщиков. Именно эти предыдущие заслуги или ошибки компаний формируют их досье, их репутацию как профессиональных участников рынка. Разумеется, это дело самой компании – заботиться о своей деловой репутации, формировать собственную историю, создавать доброе имя, чтобы оно было узнаваемым и не вызывало сомнений, а наше дело – быть лишь объективным «зеркалом».
Должен признать, существует позиция, что не нужно выдумывать формализованных методов оценки опыта и деловой репутации, которая будет контролироваться государством или общественными организациями, что исполнитель должен сам уметь известными ему способами подтвердить свою репутацию. Но мы считаем, что в современных условиях репутация, как и опыт компании, являются нематериальными активами, которые нуждаются не только в подтверждении, но и инструментах объективной оценки. То есть должны появиться регуляторы, которые способны субъективные оценки и мнения переводить в объективные показатели.
Новый этап
В нашей стране, несмотря на сложный процесс перехода к рыночной экономике, процесс распределения материальных активов в наиболее прибыльных секторах экономики уже завершился, и следующий этап развития – это управление тем, что «нельзя потрогать».
Если у материальных активов, земли, машин, оборудования, нефти, всегда есть «потолочная цена», которая определяется объективными факторами, и только в случае краткосрочных спекулятивных операций эта цена может быть увеличена до состояния «несправедливой», то в данном случае у собственника или правообладателя нет никаких преград к увеличению нематериальной капитализации. Работа с нематериальными активами – это ключевой элемент развития современного инновационного бизнеса в странах постиндустриального мира. Многие могут сказать, что плата за наличие нематериального актива – это плата за «воздух» и под ними нет никакой реальной платформы, однако опыт западных стран показывает, что для компании не так важен факт обладания активом, как умение им распорядиться, а это и есть так называемый Goodwill.
Основным нематериальным активом крупных транснациональных корпораций является их репутационный капитал. Как мы знаем, «репутационный капитал является корпоративным активом, которым можно управлять, накапливать и обменивать на доверие, легитимизацию позиции на рынке и общественное признание, премиально высокую цену за товары и услуги и более стойкое желание среди акционеров удерживать акции компании во времена кризисов». В истории бизнеса существовали как положительные, так и отрицательные примеры управления репутационным капиталом. Так, несмотря на наличие существенного уважения со стороны потребителей, шведская компания SAAB не смогла выстоять в конкурентной борьбе, и предприятие было закрыто, к сожалению тысяч поклонников шведского автомобиля. С другой стороны, репутация компании всегда может помочь ей выбраться из практически любой нестабильной ситуации. В случаях когда имя фирмы на слуху и у нее есть лояльный потребитель, который знает, что она отвечает за качество, даже при наличии финансовых проблем компания может обменивать свой репутационный капитал на вполне существенные суммы денежных средств.
В западных странах управление репутационным капиталом уже достаточно давно стало нормой. Локомотивом развития репутационного подхода к определению стоимости компании стало развитие коммуникационных связей и в первую очередь Интернет. Так, например, в своем исследовании от 2006 года Оливер Гюртлер и Кристан Грунд доказали, что наличие негативной репутации поставщика (выставляется покупателями по 10-балльной шкале) на электронном аукционе Ebay снижает продажи этого поставщика в пропорции 4 к 1 (4%-ное снижение продаж на 1%-ное снижение рейтинга поставщика). Таким образом, наличие положительной репутации приносит поставщику реальные деньги. Именно постиндустриальная экономика дала нам возможность открыто сравнивать компании в режиме реального времени и влиять на них с куда большей скоростью, чем это было раньше.
Репутация важнее всего
Именно поэтому Национальный центр развития саморегулирования «Специальный ресурс» решил вплотную заняться проблемой оценки репутации, поскольку сегодня в России не существует серьезного, объективного подхода к анализу репутации у компаний малого и среднего бизнеса. Крупные компании чаще выходят на IPO и получают всесторонний аудит, необходимый для продажи своих акций на бирже. Средние же компании, которые могут быть в несколько раз более эффективными исполнителями заказа, остаются в тени. Информация о них размыта, менеджмент выбирает тактику замалчивания, забывая о том, что негативная информация о компании, которую они зачастую пытаются завуалировать, известна всем, кто этого хочет, но такие дейст вия управленцев приводят лишь к тому, что положительные данные о компании, которые могли бы повлиять в лучшую сторону на ее развитие, недоступны потенциальным потребителям. Соответственно, нашей задачей прежде всего стало развитие репутационного потенциала малых и средних предприятий.
Должен признать, что поначалу методику оценки деловой репутации строительных и проектных организаций мы начали делать по заказу наших учредителей – СРО строительной сферы как инструмента подтверждения квалификации компаний. Но в процессе работы выяснилось, что в таком инструменте заинтересован гораздо больший круг лиц и компаний. Подтверждение квалификации и оценка конкурентных преимуществ работает только в реальной конкурентной среде. Формирование такой среды представляется нам неизбежным. Публичная конкуренция требует публичной и объективной оценки и подтверждения конкурентных преимуществ.
Если говорить о нашей методике, то нужно отметить, что при ее разработке мы опирались на опыт европейских коллег, которые значительно дальше нас ушли в анализе и оценке деловой репутации как нематериального актива. Были проработаны системы оценки ведущих аудиторских компаний США и Европы, прежде чем идея приобрела форму рейтинга компаний на основе многофакторного анализа базовых показателей их деятельности. Эти показатели, а точнее, группы показателей рассчитываются автоматически с помощью программного обеспечения на основании данных, предоставленных самими компаниями, после чего специалисты ЗАО «Институт деловой репутации» точечно проверяют их достоверность. Таким образом, исключается возможность подлога, которая часто бьет по репутации самих рейтинговых агентств, иногда уничтожая целые мегакорпорации (Andersren Consulting).
Научное сообщество свое слово сказало
Наша методика получила соответствующие заключения научного сообщества (прошла рецензию ВАК), получила положительные заключения от ряда строительных компаний, была с интересом встречена в НОСТРОЙ и ряде СРО. Кроме того, разработанная нами методика оценки деловой репутации легла в основу стандарта оценки опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности, который находится в разработке и планируется к принятию в начале 2014 года. В настоящее время Национальный центр «Специальный ресурс» возглавляет секретариат Технического комитета № 066 «Оценка опыта и деловой репутации предприятий» при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии.
ЗАО «Институт деловой репутации – Goodwill», в свою очередь, активно интегрируется в уже существующие системы аудита деятельности компаний и предприятий. В мае этого года компания стала действительным членом саморегулируемой организации «Российская коллегия аудиторов (РКА)». В рамках этой СРО уже создана группа аудиторов, которая будет заниматься развитием системы оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности.
Изменение системы допуска на строительный рынок и попытка государства скорректировать систему регулирования строительной отрасли, как мы помним, были продиктованы необходимостью повышения безопасности и качества строящихся объектов. Требования к безопасности объектов капитального строительства в основном носят обязательный характер, работает государственная и негосударственная экспертиза, не дремлет строительный надзор. И в целом проблема безопасности сегодня нам представляется не такой острой. На первый план выходят вопросы качества выполненных работ и качества строительных материалов, которые были использованы. А это уже профессионализм и ответственность специалистов, вовлеченных в стройку.
В одном из стандартов ГОСТ от 1979 года (ГОСТ 15467-79) качество определяется как «совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением». В связи с этим хочется сказать, что безопасность как свойство объектов капитального строительства является необходимым, но сегодня уже совершенно недостаточным свойством строящихся зданий. Современный потребитель, а точнее, пользователь жилых домов, офисных помещений и других объектов гражданского и промышленного назначения хочет находиться не просто в безопасной, но и в комфортной среде. Причем комфортность этой среды обусловлена не только соответствием современным требованиям эстетического и экологического характера. Потребителя интересуют и экономические показатели зданий и сооружений, связанные с долговечностью, использованием энергосберегающих технологий и удобством в эксплуатации и обслуживании.
Инвестировать в качество готовы не все
И если вопросы обеспечения безопасности решаются введением минимума обязательных требований и контролем над их исполнением, то в сфере повышения качества и улучшения потребительских свойств требования в основном носят добровольный характер. Как говорится, совершенству предела нет, но, к сожалению, сегодня мы должны сами себе признаться, что инвестировать в качество готовы далеко не все участники строительного рынка. И система саморегулирования, введенная три года назад, оказалась не в силах переломить тенденцию к снижению качества строящихся объектов, особенно в сфере государственного заказа. Разумеется, тенденция эта в первую очередь связана с системой государственного заказа в рамках 94-ФЗ, который не просто не стимулировал добросовестную конкуренцию на строительном рынке, а, напротив, нацеливал и заказчика, и исполнителя на сиюминутную экономию «любой ценой», и, как показала жизнь, цена эта оказалась достаточно высока. Однако вскоре ситуация может измениться. Во всяком случае принятие закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» дает добросовестному заказчику возможности для значительного снижения рисков, связанных с качеством исполнения заказа, а также инструменты для развития реальной профессиональной конкуренции. Эти возможности в первую очередь связаны с инструментами предквалификации компаний – претендентов на исполнение госзаказа.
Предполагается, что конкуренция существует и сейчас, но она носит скорее «подковерный» характер и определяется понятиями: «Кто ближе?», «Кто больше?», «Кто и как может договориться?». Такая конкуренция зачастую не связана с реальной квалификацией компании и использованием профессиональных конкурентных преимуществ. Уверен, что без легальной и публичной профессиональной конкуренции вопросы повышения качества строящихся объектов будут решаться непросто.
Введение контрактной системы предполагает возможность более широкого использования конкурсных процедур, в том числе конкурсов с ограниченным участием и двухэтапных конкурсов. Таким образом, квалификационные составляющие будут играть ведущую роль и как критерии допуска компании (для конкурсов с ограниченным участием), и как критерии сравнительной оценки компаний-претендентов (для основной конкурсной процедуры).
Специфический вид
При этом строительство – это специфический вид госзаказа, так как качество оказанной услуги или товара в полной мере можно оценить только после его выполнения, а иногда спустя значительное время после сдачи объекта в эксплуатацию. Таким образом, добросовестный заказчик находится в ситуации, когда он заранее должен оценить риски, которые почти целиком связаны с выбором компании-исполнителя. Сейчас, в условиях действия ФЗ-94, такой необходимости нет, но с вступлением в силу ФКС заказчик не только сможет, но в отдельных случаях будет просто обязан оценивать опыт и деловую репутацию каждого участника конкурсной процедуры. В связи с этим становится необходимой формализация правил и способов такой оценки и ее достоверности.
Очевидно, Россия уже готова к тому, чтобы вывести институт государственных закупок на новый уровень, при котором риски при осуществлении процедур закупок могут быть снижены, а качество товаров и услуг, поставляемых государству, повысится без увеличения цены. При этом вряд ли удастся обойтись без объективной оценки деловой репутации поставщика, которая должна опираться не на экспертное мнение или другие субъективные факторы, а на ключевые показатели деятельности компании, которые свидетельствуют о ее возможностях и потенциале.
Конечно, есть мнение, что никаких правил не нужно, что хорошего исполнителя с положительной деловой репутацией и так определить достаточно просто: можно ознакомиться с опытом работы, навести справки, собрать отзывы. Но возникает вопрос: как отличить одного «хорошего» от другого?
Национальный центр развития саморегулирования «Специальный ресурс» предлагает использовать рейтинговую модель оценки деловой репутации, которая может рассчитываться специализированными рейтинговыми агентствами. Важным моментом является использование только открытых и проверяемых данных, таких как основные финансовые показатели, реальный кадровый потенциал, предыдущий опыт строительства, наличие или отсутствие судебных претензий и прочей информации, которая может свидетельствовать о компании как положительно, так и отрицательно.
Только для тех, кто в списке
К примеру, в Швейцарии участником торгов может стать только лицо, включенное в специальный список квалифицированных поставщиков. Этот список формируется закупающим агентством и публикуется не реже одного раза в год. При этом лицо может быть исключено из этого списка по различным основаниям: наличие задолженности по налогам, вхождение в процедуру банкротства, ущемление прав работников и прочих нарушений. В Италии до середины 1990-х годов, чтобы принять участие в конкурсе, строительная фирма должна была доказать, что она есть в соответствующей категории национального списка строительных фирм. Законодательство США также содержит требование к учету предыдущей истории заказов у поставщика при выборе участника торгов. Таким образом, государственные органы, ответственные за закупки, используют весь инструментарий при закупке товаров, учитывая не только цены, но и прошлое поставщиков. Именно эти предыдущие заслуги или ошибки компаний формируют их досье, их репутацию как профессиональных участников рынка. Разумеется, это дело самой компании – заботиться о своей деловой репутации, формировать собственную историю, создавать доброе имя, чтобы оно было узнаваемым и не вызывало сомнений, а наше дело – быть лишь объективным «зеркалом».
Должен признать, существует позиция, что не нужно выдумывать формализованных методов оценки опыта и деловой репутации, которая будет контролироваться государством или общественными организациями, что исполнитель должен сам уметь известными ему способами подтвердить свою репутацию. Но мы считаем, что в современных условиях репутация, как и опыт компании, являются нематериальными активами, которые нуждаются не только в подтверждении, но и инструментах объективной оценки. То есть должны появиться регуляторы, которые способны субъективные оценки и мнения переводить в объективные показатели.
Новый этап
В нашей стране, несмотря на сложный процесс перехода к рыночной экономике, процесс распределения материальных активов в наиболее прибыльных секторах экономики уже завершился, и следующий этап развития – это управление тем, что «нельзя потрогать».
Если у материальных активов, земли, машин, оборудования, нефти, всегда есть «потолочная цена», которая определяется объективными факторами, и только в случае краткосрочных спекулятивных операций эта цена может быть увеличена до состояния «несправедливой», то в данном случае у собственника или правообладателя нет никаких преград к увеличению нематериальной капитализации. Работа с нематериальными активами – это ключевой элемент развития современного инновационного бизнеса в странах постиндустриального мира. Многие могут сказать, что плата за наличие нематериального актива – это плата за «воздух» и под ними нет никакой реальной платформы, однако опыт западных стран показывает, что для компании не так важен факт обладания активом, как умение им распорядиться, а это и есть так называемый Goodwill.
Основным нематериальным активом крупных транснациональных корпораций является их репутационный капитал. Как мы знаем, «репутационный капитал является корпоративным активом, которым можно управлять, накапливать и обменивать на доверие, легитимизацию позиции на рынке и общественное признание, премиально высокую цену за товары и услуги и более стойкое желание среди акционеров удерживать акции компании во времена кризисов». В истории бизнеса существовали как положительные, так и отрицательные примеры управления репутационным капиталом. Так, несмотря на наличие существенного уважения со стороны потребителей, шведская компания SAAB не смогла выстоять в конкурентной борьбе, и предприятие было закрыто, к сожалению тысяч поклонников шведского автомобиля. С другой стороны, репутация компании всегда может помочь ей выбраться из практически любой нестабильной ситуации. В случаях когда имя фирмы на слуху и у нее есть лояльный потребитель, который знает, что она отвечает за качество, даже при наличии финансовых проблем компания может обменивать свой репутационный капитал на вполне существенные суммы денежных средств.
В западных странах управление репутационным капиталом уже достаточно давно стало нормой. Локомотивом развития репутационного подхода к определению стоимости компании стало развитие коммуникационных связей и в первую очередь Интернет. Так, например, в своем исследовании от 2006 года Оливер Гюртлер и Кристан Грунд доказали, что наличие негативной репутации поставщика (выставляется покупателями по 10-балльной шкале) на электронном аукционе Ebay снижает продажи этого поставщика в пропорции 4 к 1 (4%-ное снижение продаж на 1%-ное снижение рейтинга поставщика). Таким образом, наличие положительной репутации приносит поставщику реальные деньги. Именно постиндустриальная экономика дала нам возможность открыто сравнивать компании в режиме реального времени и влиять на них с куда большей скоростью, чем это было раньше.
Репутация важнее всего
Именно поэтому Национальный центр развития саморегулирования «Специальный ресурс» решил вплотную заняться проблемой оценки репутации, поскольку сегодня в России не существует серьезного, объективного подхода к анализу репутации у компаний малого и среднего бизнеса. Крупные компании чаще выходят на IPO и получают всесторонний аудит, необходимый для продажи своих акций на бирже. Средние же компании, которые могут быть в несколько раз более эффективными исполнителями заказа, остаются в тени. Информация о них размыта, менеджмент выбирает тактику замалчивания, забывая о том, что негативная информация о компании, которую они зачастую пытаются завуалировать, известна всем, кто этого хочет, но такие дейст вия управленцев приводят лишь к тому, что положительные данные о компании, которые могли бы повлиять в лучшую сторону на ее развитие, недоступны потенциальным потребителям. Соответственно, нашей задачей прежде всего стало развитие репутационного потенциала малых и средних предприятий.
Должен признать, что поначалу методику оценки деловой репутации строительных и проектных организаций мы начали делать по заказу наших учредителей – СРО строительной сферы как инструмента подтверждения квалификации компаний. Но в процессе работы выяснилось, что в таком инструменте заинтересован гораздо больший круг лиц и компаний. Подтверждение квалификации и оценка конкурентных преимуществ работает только в реальной конкурентной среде. Формирование такой среды представляется нам неизбежным. Публичная конкуренция требует публичной и объективной оценки и подтверждения конкурентных преимуществ.
Если говорить о нашей методике, то нужно отметить, что при ее разработке мы опирались на опыт европейских коллег, которые значительно дальше нас ушли в анализе и оценке деловой репутации как нематериального актива. Были проработаны системы оценки ведущих аудиторских компаний США и Европы, прежде чем идея приобрела форму рейтинга компаний на основе многофакторного анализа базовых показателей их деятельности. Эти показатели, а точнее, группы показателей рассчитываются автоматически с помощью программного обеспечения на основании данных, предоставленных самими компаниями, после чего специалисты ЗАО «Институт деловой репутации» точечно проверяют их достоверность. Таким образом, исключается возможность подлога, которая часто бьет по репутации самих рейтинговых агентств, иногда уничтожая целые мегакорпорации (Andersren Consulting).
Научное сообщество свое слово сказало
Наша методика получила соответствующие заключения научного сообщества (прошла рецензию ВАК), получила положительные заключения от ряда строительных компаний, была с интересом встречена в НОСТРОЙ и ряде СРО. Кроме того, разработанная нами методика оценки деловой репутации легла в основу стандарта оценки опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности, который находится в разработке и планируется к принятию в начале 2014 года. В настоящее время Национальный центр «Специальный ресурс» возглавляет секретариат Технического комитета № 066 «Оценка опыта и деловой репутации предприятий» при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии.
ЗАО «Институт деловой репутации – Goodwill», в свою очередь, активно интегрируется в уже существующие системы аудита деятельности компаний и предприятий. В мае этого года компания стала действительным членом саморегулируемой организации «Российская коллегия аудиторов (РКА)». В рамках этой СРО уже создана группа аудиторов, которая будет заниматься развитием системы оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности.
рубрика:
Точка зрения