Петербург поставит на полицентризм

Петербург – моноцентрический город. Но эта модель уже не увязывается с тенденциями развития мегаполиса. В Смольном рассматривают возможность перехода к полицентрической системе роста города.

Петербургские власти намерены пересмотреть подход к социально-экономиче­скому развитию территорий. Как заявил председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга (КЭПиСП) Анатолий Котов, городу необходимо перейти на ре­­ализацию территориально-отраслевого принципа планирования как наиболее отвечающего потребностям горожан. В конечном итоге городские территории должны стать экономически и инфраструктурно самодостаточны.
Сейчас КЭПиСП занимается разработкой методологических подходов к формированию приоритетных территориально-экономических зон и принципов их комплексного развития. В Смольном обещают учесть отраслевые показатели стандартов проживания и возможности обеспечения ресурсов. Для каждой из зон в едином формате планируется создать паспорт и программу развития. Власти уверены, что такой подход позволит сконцентрировать усилия на территориях, имеющих приоритетное значение.

С оглядкой на зарубежный опыт


Недавно компания «Город 22» при поддержке Совета по градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге провела заседание круглого стола «Полицентризм. Новые городские агломерации».
По мнению советника губернатора Петербурга Вячеслава Семененко, Петербург заслуживает стратегии развития, сравнимой по качеству с той, что была утверждена для Большого Парижа (Le Grand Pari(s)) – проекта расширения столицы Франции.
О создании вокруг Парижа современной агломерации заговорили в 2007 году. К работе были привлечены государственные ведомства и частные структуры. Над тем, как будет строиться Большой Париж, думали 10 команд по 35-40 человек в каждой. Один из участников – французское бюро L’AUC. Его специалисты также принимают участие в проекте по созданию Большой Москвы. Джамель Клуш, генеральный директор бюро, в конце мая осмотрел Петербург и поделился своими наблюдениями. «Метрополии подвергаются влиянию глобализации. Коммерческие интересы постоянно сталкиваются с логикой развития агломераций. Все современные города создают модели, чтобы бороться с этим, – рассуждал господин Клуш. – Петербург этого конфликта также не избежал. Видно, как четкая структура центра переходит в хаос».
Бюро L’AUC в проектах типа Большого Парижа пользуется специальной матрицей всемирных метрополий, которая объединяет в себе результаты изучения 20 агломераций. «Это выжимка положительных характеристик метрополий. То, на что могут быть выигрышно сделаны акценты», – пояснил Джамель Клуш. В пример он приводит космополитизм Торонто, развитую транспортную систему Токио, активную позицию жителей Портленда. Заслуживает уважение, по словам господина Клуша, Сингапур, в котором изменения в генеральный план вносятся практически онлайн.
Джамель Клуш уверен, что Петербургу нужен план, который позволил бы городу иметь двойное лицо. «Нужна стратегиче­ская схема, которая позволила бы сохранить роль второй столицы России и усилить историческое и культурное значение. Размер города позволяет соединить эти функции», – полагает он.

Один центр хорошо, а десять – лучше


Цель ясна – улучшить качество жизни. «К сожалению, существующая практика планирования и развития городского пространства из-за во многом хаотичной и весьма интенсивной строительной деятельности приводит сегодня к снижению качества проживания», – признает Анатолий Котов. Переход на полицентрическое развитие города снизит уровень ежедневной маятниковой миграции в исторический центр, в котором сегодня сконцентрировано избыточное количество рабочих мест – около 800 тыс., по оценке КЭПиСП. В результате сократится нагрузка на улично-дорожную сеть и улучшится качество городской среды.
Полицентрическая модель для Петербурга – более выигрышный вариант, соглашаются с властями девелоперы. По словам генерального директора ЗАО «Северо-Западная строительная корпорация» Михаила Голубева, она предоставляет возможность создать эффективный город, который экономит ресурсы. «Я бы привел концепцию «трех Э»: экология, экономия ресурсов и энергоэффективность. Полицентризм дает возможность сохранить зеленый пояс, который уже практически отсутствует во многих местах, позволяет экономить ресурсы, в том числе бюджетные средства, снять нагрузку с исторического центра, уменьшив ми­­грационные потоки», – поясняет он. По мнению Михаила Голубева, новые городские ядра могут появиться на основе уже реализующихся проектов с привлечением инвесторов. «Я имею в виду интересные, стратегические проекты, в рамках которых идет взаимодействие администрации с инвесторами. В качестве прототипа создания самодостаточных поселений с привлечением внебюджетных средств я бы привел следующие примеры: в проекте «Никитинская усадьба» строительство новых инженерных коммуникаций осуществлялось на 90% за счет средств Северо-Западной строительной корпорации, в проекте «Прибрежный квартал» в Лисьем Носу строительство социальной и инженерной инфраструктуры также будет осуществляться за счет средств компании», – уточняет господин Голубев.
По мнению Джамеля Клуша, в Петербурге можно было бы 2-3 центра создать на юге, еще 5-7 центров – на севере. Новые центры он советует «сдобрить» зелеными зонами, а промышленные предприятия отдать под развитие цифровых индустрий. Впрочем, по его наблюдениям, новые центры притяжения в Петербурге уже формируются.
Но несмотря на то что Москва и Петербург так или иначе превращаются в метрополии, в правовом поле понятие агломерации не закреплено. «Управления агломерацией – большой вопрос, который в нашем случае осложняется наличием множества равных между собой муниципальных образований. Но стоит все же отметить позитивное движение. Эта тема была поднята на федеральном уровне», – отмечает директор Российского государственного научно-исследовательского института Урбанистика Владимир Щитинский.
рубрика: Градостроительство
автор: Агата Маринина
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.