Риэлторы готовы делиться
Гораздо более успешно на рынке недвижимости франчайзинг приживается в риэлторском бизнесе. Но и здесь имеются свои сложности: идти по накатанным рельсам западного опыта не всегда получается.
Российский рынок франчайзинга традиционно сконцентрирован в секторе розничной торговли, в индустрии общественного питания и в сфере платных бытовых услуг населению. В секторе недвижимости франчайзинговых проектов у нас крайне немного, и консолидированы они преимущественно в риэлторском бизнесе. Другие возможные направления также практически неразвиты. Исключений не так много. Связано это с целым комплексом факторов – от низкой конкуренции и монополизации целого ряда секторов, в которых франчайзинг потенциально может эффективно использоваться, до специфической законодательной базы, требующей дальнейшей оптимизации с учетом зарубежной практики. «Тем не менее с учетом позитивных темпов роста потребительского сектора, где преимущественно представлены франчайзинговые проекты, динамика развития данного формата организации бизнеса будет оставаться весьма высокой. В том числе важным драйвером роста будет выступать дальнейшая экспансия на российский рынок крупнейших зарубежных операторов, для которых концессия является одной из наиболее рациональных моделей организации бизнеса», – полагает Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент».
Управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров говорит, что в риэлторском бизнесе схемы франчайзинга применяются гораздо чаще, чем в строительстве. «Такие компании, как «Миэль» из Москвы, уже давно занимаются продажей своих технологий в регионы. В ретейле бренд значит очень много, и продажи квартир у известного бренда пойдет лучше, чем у компании noname. Опять же, доступ к базе риэлтора даст выгодные предложения при переезде в другой город, схемам покупки, которые давно отработаны на конкурентном столичном рынке. С другой стороны, франшиза стоит порядка 20-25 тыс. USD, нужно переоборудовать свой офис и подчиняться правилам владельца франшизы. Однако для начинающих предпринимателей это дорого, а для уже состоявшихся агентств необходимость покупки неочевидна. В регионах многое решают личные рекомендации, и риэлторы у нас обычно не привыкли рассчитывать на перспективу, а смотрят вперед на несколько месяцев. К тому же если в Штатах для того чтобы стать риэлтором, надо пройти обучение, получить лицензию, то России очень много людей занимается этим просто на дому, так что конкуренция велика, и тратить деньги на франшизу не всегда выгодно», – рассуждает господин Ковжанов.
В Европе и Америке по франчайзингу в сфере недвижимости работают более 50% компаний. «Относительно количества франшиз, предлагаемых агентствами недвижимости (как российскими игроками («Миэль», БЕСТ, МИЦ, Maitre Rochet), так и иностранными брендами («Хирш Интернешнл», century21, DOKI) на российском рынке, то их доля, увы, не превышает 1%. Я связываю это с такими факторами, как высокая стоимость входа в бизнес, то есть требуются значительные инвестиции (минимально их можно оценить 150 тыс. USD), а также с тем, что франчайзинг в сфере недвижимости сложнее, чем тот же непродуктовый ретейл, куда удобно вкладываться инвесторам, не обязательно являющимся профессиональными участниками рынка. Так, если вы покупаете франшизу агентства недвижимости, то вы должны разбираться в предмете, иметь опыт управления коллективом и быть готовы решать массу сложных ежедневных и стратегических задач», – рассказала Яна Мандрыкина, управляющий партнер компании «БЕСТ-Недвижимость».
Непрозрачность рынка – один из основных тормозов для франчайзинга в сфере риэлторских услуг. Еще одним препятствием для работы под известным брендом для риэлторов в регионах является недостаток информации о крупных риэлторских компаниях Москвы или Петербурга.
Российский рынок франчайзинга традиционно сконцентрирован в секторе розничной торговли, в индустрии общественного питания и в сфере платных бытовых услуг населению. В секторе недвижимости франчайзинговых проектов у нас крайне немного, и консолидированы они преимущественно в риэлторском бизнесе. Другие возможные направления также практически неразвиты. Исключений не так много. Связано это с целым комплексом факторов – от низкой конкуренции и монополизации целого ряда секторов, в которых франчайзинг потенциально может эффективно использоваться, до специфической законодательной базы, требующей дальнейшей оптимизации с учетом зарубежной практики. «Тем не менее с учетом позитивных темпов роста потребительского сектора, где преимущественно представлены франчайзинговые проекты, динамика развития данного формата организации бизнеса будет оставаться весьма высокой. В том числе важным драйвером роста будет выступать дальнейшая экспансия на российский рынок крупнейших зарубежных операторов, для которых концессия является одной из наиболее рациональных моделей организации бизнеса», – полагает Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент».
Управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров говорит, что в риэлторском бизнесе схемы франчайзинга применяются гораздо чаще, чем в строительстве. «Такие компании, как «Миэль» из Москвы, уже давно занимаются продажей своих технологий в регионы. В ретейле бренд значит очень много, и продажи квартир у известного бренда пойдет лучше, чем у компании noname. Опять же, доступ к базе риэлтора даст выгодные предложения при переезде в другой город, схемам покупки, которые давно отработаны на конкурентном столичном рынке. С другой стороны, франшиза стоит порядка 20-25 тыс. USD, нужно переоборудовать свой офис и подчиняться правилам владельца франшизы. Однако для начинающих предпринимателей это дорого, а для уже состоявшихся агентств необходимость покупки неочевидна. В регионах многое решают личные рекомендации, и риэлторы у нас обычно не привыкли рассчитывать на перспективу, а смотрят вперед на несколько месяцев. К тому же если в Штатах для того чтобы стать риэлтором, надо пройти обучение, получить лицензию, то России очень много людей занимается этим просто на дому, так что конкуренция велика, и тратить деньги на франшизу не всегда выгодно», – рассуждает господин Ковжанов.
В Европе и Америке по франчайзингу в сфере недвижимости работают более 50% компаний. «Относительно количества франшиз, предлагаемых агентствами недвижимости (как российскими игроками («Миэль», БЕСТ, МИЦ, Maitre Rochet), так и иностранными брендами («Хирш Интернешнл», century21, DOKI) на российском рынке, то их доля, увы, не превышает 1%. Я связываю это с такими факторами, как высокая стоимость входа в бизнес, то есть требуются значительные инвестиции (минимально их можно оценить 150 тыс. USD), а также с тем, что франчайзинг в сфере недвижимости сложнее, чем тот же непродуктовый ретейл, куда удобно вкладываться инвесторам, не обязательно являющимся профессиональными участниками рынка. Так, если вы покупаете франшизу агентства недвижимости, то вы должны разбираться в предмете, иметь опыт управления коллективом и быть готовы решать массу сложных ежедневных и стратегических задач», – рассказала Яна Мандрыкина, управляющий партнер компании «БЕСТ-Недвижимость».
Непрозрачность рынка – один из основных тормозов для франчайзинга в сфере риэлторских услуг. Еще одним препятствием для работы под известным брендом для риэлторов в регионах является недостаток информации о крупных риэлторских компаниях Москвы или Петербурга.
рубрика:
Тенденции
автор:
Роман Русаков