Рынок крайностей

За первое полугодие 2013 года на рынок загородных проектов вышло примерно на 20% меньше коттеджных поселков, чем в первом полугодии прошлого года – менее 50 проектов.

Такие данные приводит Марина Агеева, руководитель службы маркетинга компании «ПулЭкспресс». «Действительно ярких выходов «новичков» в этом году еще не было. Также не случилось и прорывов в продажах», – рассказывает она.
Основная доля (более 70%) и в существующих, и в вышедших в 2013 году проектах принадлежит участкам без подряда. Они лидируют и в предложении, и в продажах. Участки продолжают оставаться наиболее экономически эффективным форматом загородной «первички» и для продавцов, и для покупателей. Для первых это минимальный объем собственных инвестиций в проект и относительно быст­рая оборачиваемость денег. Для вторых – также минимизация первичных вложений в покупку и возможность построить дом по своему вкусу и средствам.
Подавляющее большинство сделок (более 75%) совершается в проектах для условно постоянного проживания, в радиусе 30 км от Петербурга.
Новое предложение 2013 года довольно эклектично, но в целом характеризуется крайностями: есть и элитные проекты с готовыми коттеджами (например, «Райт-Парк» – от 50 млн рублей за домовладение), и жесткий эконом с участками без коммуникаций (например, «Карпаты» – от 20 тыс. рублей за сотку, а «видовые» участки – от 25 тыс. рублей). 
«На рынке «живут» два типа проектов: либо очень дешевые – это участки по 30 тыс. рублей за сотку, таунхаусы за 1 млн рублей; либо проекты, застройщиком которых является компания с опытом и именем, в основном это проекты верхнего бизнес-класса и элитного сегмента», – соглашается с тезисом о «полярности» рынка Елена Карасева, директор по маркетингу компании «ПетроСтиль».
«Очень скромное предложение в категории бизнес-класса отчасти объясняется избытком подобного формата, вышедшего на рынок и серьезно просевшего в продажах в предыдущий период, а также, на мой взгляд, особым подходом к бизнесу у компаний-новичков», – рассуждает госпожа Агеева. Элитные проекты, по ее мнению, сегодня часто запускают «из любви к искусству»: собственники строят такие поселки «как для себя», нередко планируют жить там сами, не считают рыночный спрос ориентиром и не планируют дальнейшее развитие подобного бизнеса. 
По итогам первого полугодия 2013 года, по данным Knight Frank St Petersburg Research, 2013, в продаже находится 19 коттеджных поселков класса А. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года объем предложения в поселках высшего ценового сегмента увеличился на 55% за счет выхода в продажу за анализируемый период шести новых проектов. Непосредственно в первом полугодии 2013 года в продажу вышли два новых элитных проекта. Около трети всего предложения сосредоточено в Курортном районе. На сегодняшний день у Курортного района сформировался проч­ный имидж, позволяющий удерживать высокий уровень цен на рынке.
С начала 2013 года в продажу вышло пять новых коттеджных поселков класса В, в результате чего их число на рынке составило 37. Несмотря на это, в классе В объем предложения уменьшился на 16% по сравнению с итогами 2012 года. Это связано с тем, что ряд проектов был переориентирован на продажу участков без обязательного подряда. В большинстве случаев это приводит к снижению уровня позицио­нирования проектов и не позволяет относить их к рынку качественного коттеджного строительства. Значительная часть проектов класса В традиционно расположена в северных районах области (Всеволожском, Выборгском, Приозерском) и составляет 65% предложения поселков данного сегмента.
рубрика: Загородная недвижимость
автор: Роман Русаков
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.