Офис как коммунальная квартира

В связи с растущей популярностью удаленной занятости коворкинг-офисы становятся все более востребованным форматом организации рабочего пространства. Однако этот рынок в Петербурге еще далек от насыщения.

«Коворкинг-центры – довольно распространенное явление в последнее время. Одни коворкинги представляют собой подобие кафе с возможностью провести встречу или поработать в уютной атмо­сфере с почасовой оплатой. Другие – это почти офисы, но по-домашнему обустроенные», – рассказывает Елена Прозорова, консультант-аналитик компании Maris в ассоциации с CBRE.
Несмотря на популярность этого формата офисов, рынок коворкингов в Петербурге еще не достиг насыщения.
Александра Смирнова, директор департамента брокериджа NAI Becar в Санкт-Петербурге, говорит, что на текущий момент помещения формата коворкинг составляют около 5% от общего количество офисных помещений Петербурга. В основном все предложение сконцентрировано в Центральном и Петроградском районах. Наиболее знаковыми проектами, по ее мнению, являются лофт-проект «Этажи», кафе-коворкинг «Третье место» и территория «Миракл».
По подсчетам Екатерины Марковец, директора по инвестициям и консалтингу компании London Real Invest, сегодня в городе функционирует порядка 20 таких проектов. А Елена Прозорова утверждает, что настоящих коворкингов в Петербурге всего около десятка.
Вероника Лежнева, руководитель отдела исследований Colliers International Санкт-Петербург, уверена, что если просуммировать емкость существующих на данный момент организованных площадок, рекламирующих себя на различных интернет-платформах, то общая вместимость центров вряд ли превысит 300 рабочих мест.
Спрос на коворкинг-офисы формируют в основном фрилансеры, стартаперы, дизайнеры и программисты.
Еще одной группой потребителей, по словам Игоря Кокорева, заместителя руководителя отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg, являются небольшие компании, офисы которых распределены по разным городам и странам.
Елена Прозорова считает, что чаще всего коворкингом пользуются молодые предприниматели, которые не имеют возможности арендовать стандартный офис и не хотят работать дома.
«В связи с тем что аудитория таких центров достаточно молодая, стоимость аренды варьируется от 4 до 7 тыс. рублей в месяц, куда входит круглосуточная возможность работы как на любом свободном месте, так и на зафиксированном за арендатором», – поясняет госпожа Прозорова.
Екатерина Лапина, директор департамента коммерческой недвижимо­сти АРИН, поясняет, что арендная плата в таких офисах может быть различной. Например, первые полчаса 200 рублей и все последующее время – 2 рубля за минуту, уточняет госпожа Лапина.
Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге, говорит, что стоимость аренды места начинается от 100 рублей в час, дальше возможна как почасовая аренда, так и аренда рабочего места на день, неделю, месяц и более. Есть примеры, когда место арендуется в течение нескольких лет, говорит эксперт.
Игорь Кокорев отмечает, что аренда в коворкингах чаще помесячная (от 2 до 10 тыс. рублей в месяц за место). «Посуточная аренда предоставляется реже и стоит в пересчете на день заметно дороже (дневная ставка составляет 8-10% месячной)», – поясняет господин Кокорев.
Вероника Лежнева уточняет, что цены могут варьироваться в зависимости от локации центра, его качества, объема предоставляемых дополнительных услуг. «Также цены могут меняться в зависимости от того, арендует ли клиент фиксированное рабочее место или «плавающее». Стоимость аренды может варьироваться, если в коворкинг-центр предоставляется круглосуточный доступ – доступ 24/7 будет дороже, чем доступ в классиче­ские рабочие часы», – говорит госпожа Лежнева.
рубрика: Коммерческая недвижимость
автор: Андрей Семериков
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.