Непрофильный бизнес
Несмотря на востребованность коворкингов и относительно небольшой объем инвестиций, этот формат, по словам экспертов, неинтересен профессиональным девелоперам.
«Пока девелоперам не особенно интересны офисы такого формата. По сути, коворкинг-центр – это уже некий отдельный бизнес, который не сильно коррелирует с основной деятельностью девелопера, который сдает площади квадратными метрами конечному арендатору, – рассуждает Вероника Лежнева, руководитель отдела исследований Colliers International Санкт-Петербург. – Если сам арендатор решит реализовывать коворкинг-центр на площадях арендованного офиса, это будет уже бизнес арендатора: организация пространства, закупка мебели, управление пространством, привлечение арендаторов рабочих мест на это пространство, реклама коворкинг-центра и проч.».
Екатерина Лапина, директор департамента коммерческой недвижимости АРИН, считает, что такой формат неинтересен девелоперам, поскольку имеет малое количество потребителей. «Кроме того, данная категория потребителя стремится сэкономить на оплате услуг, например, в летнее время такие бизнесмены могут собираться в парках на открытом воздухе, – говорит госпожа Лапина. – Срок окупаемости составляет не менее 10 лет. Но такие проекты окупаются в 1,5 раза быстрее, чем стандартные офисные помещения».
Екатерина Марковец, директор по инвестициям и консалтингу компании London Real Invest, уверена, что если сравнивать доходность коворкинга с доходностью классического бизнес-центра, то их показатели несравнимы, поэтому этот сегмент не очень интересен для профессиональных девелоперов. «В то же время коворкинг может быть интересен для «любителей», поскольку не требует крупных финансовых вложений, хотя, безусловно, все зависит от масштаба проекта. Тем не менее, надо отметить, что это сложный бизнес, требующий хорошего оперативного управления: приходится постоянно взаимодействовать с большим количеством арендаторов, которые могут сменяться каждый месяц», – отмечает госпожа Марковец.
Эксперты считают, что у коворкингов неплохие перспективы на местном рынке.
Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге, полагает, что будущее у формата есть, но в среднесрочной перспективе это касается появления отдельных небольших проектов. «Для крупных девелоперов этот формат пока не очень интересен, так как сложность с ним заключается в вопросе будущего управления объектом, а это уже непрофильный для классических девелоперов бизнес», – поясняет господин Фадеев.
Александра Смирнова, директор департамента брокериджа NAI Becar в Санкт-Петербурге, считает, что данный формат достаточно перспективен и ориентирован на начинающих предпринимателей и фрилансеров, однако основной точкой притяжения в ближайшие годы по-прежнему будет оставаться центр города, удобный как для пользователей, так и для клиентов.
Екатерина Лапина менее оптимистична: «Пока данным форматом занимаются бизнесмены, я не вижу перспектив в нашем городе. Когда подобными офисами будут заниматься бизнесмены с поддержкой государства, полагаю, это станет более привлекательным».
«Пока девелоперам не особенно интересны офисы такого формата. По сути, коворкинг-центр – это уже некий отдельный бизнес, который не сильно коррелирует с основной деятельностью девелопера, который сдает площади квадратными метрами конечному арендатору, – рассуждает Вероника Лежнева, руководитель отдела исследований Colliers International Санкт-Петербург. – Если сам арендатор решит реализовывать коворкинг-центр на площадях арендованного офиса, это будет уже бизнес арендатора: организация пространства, закупка мебели, управление пространством, привлечение арендаторов рабочих мест на это пространство, реклама коворкинг-центра и проч.».
Екатерина Лапина, директор департамента коммерческой недвижимости АРИН, считает, что такой формат неинтересен девелоперам, поскольку имеет малое количество потребителей. «Кроме того, данная категория потребителя стремится сэкономить на оплате услуг, например, в летнее время такие бизнесмены могут собираться в парках на открытом воздухе, – говорит госпожа Лапина. – Срок окупаемости составляет не менее 10 лет. Но такие проекты окупаются в 1,5 раза быстрее, чем стандартные офисные помещения».
Екатерина Марковец, директор по инвестициям и консалтингу компании London Real Invest, уверена, что если сравнивать доходность коворкинга с доходностью классического бизнес-центра, то их показатели несравнимы, поэтому этот сегмент не очень интересен для профессиональных девелоперов. «В то же время коворкинг может быть интересен для «любителей», поскольку не требует крупных финансовых вложений, хотя, безусловно, все зависит от масштаба проекта. Тем не менее, надо отметить, что это сложный бизнес, требующий хорошего оперативного управления: приходится постоянно взаимодействовать с большим количеством арендаторов, которые могут сменяться каждый месяц», – отмечает госпожа Марковец.
Эксперты считают, что у коворкингов неплохие перспективы на местном рынке.
Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге, полагает, что будущее у формата есть, но в среднесрочной перспективе это касается появления отдельных небольших проектов. «Для крупных девелоперов этот формат пока не очень интересен, так как сложность с ним заключается в вопросе будущего управления объектом, а это уже непрофильный для классических девелоперов бизнес», – поясняет господин Фадеев.
Александра Смирнова, директор департамента брокериджа NAI Becar в Санкт-Петербурге, считает, что данный формат достаточно перспективен и ориентирован на начинающих предпринимателей и фрилансеров, однако основной точкой притяжения в ближайшие годы по-прежнему будет оставаться центр города, удобный как для пользователей, так и для клиентов.
Екатерина Лапина менее оптимистична: «Пока данным форматом занимаются бизнесмены, я не вижу перспектив в нашем городе. Когда подобными офисами будут заниматься бизнесмены с поддержкой государства, полагаю, это станет более привлекательным».
рубрика:
Коммерческая недвижимость
автор:
Андрей Семериков