Закон из-под земли
Проектов по освоению подземного пространства в последние годы в Петербурге было заявлено множество. Но до реального воплощения в первоначальном виде не дошел ни один из них. Ускорить развитие подземного строительства в Петербурге может лишь создание специального закона о комплексном освоении подземного пространства, уверены эксперты.
Основными законодательными регуляторами подземного строительства на федеральном и региональном уровнях остаются Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и Федеральный закон «О недрах».
К региональным законам в данной сфере эксперты относят закон Санкт-Петербурга от 16.02.2009 № 29-10 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» и постановление правительства Санкт-Петербурга от 09.09.2011 № 1305 «О порядке добычи собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений для своих нужд, а также устройства и эксплуатации ими бытовых колодцев и скважин на территории Санкт-Петербурга».
Сергей Алпатов, генеральный директор НП «Объединение подземных строителей», констатирует, что существующее законодательство как на федеральном, так и на региональном уровне в недостаточной степени учитывает специфику подземной урбанистики. «В отношении строительства подземных сооружений на глубине более 5 м действующее законодательство устанавливает дополнительные требования, связанные с необходимостью оформления прав не только на земельный участок, но и на использование соответствующего участка недр. Ситуацию осложняет и неопределенность терминологии в законодательстве о недрах, что ставит под сомнение принципиальную возможность предоставления участков недр в пользование, а следовательно, и возможность реализации проектов подземного строительства», – считает эксперт.
Николай Копылов, генеральный директор ООО «ПетроИнвестКонсалт», также согласен, что ни Земельный, ни Градостроительный кодексы практически не содержат специальных норм, связанных с подземным строительством. В связи с этим требования к предоставлению и использованию земельных участков для целей строительства являются общими как для наземного, так и подземного строительства. В последнем случае необходимо также получение дополнительно к разрешению на строительство специального разрешения (лицензии) на недропользование, предоставление которого регулируется ФЗ «О недрах» и правовыми актами, принятыми в его исполнение.
Николай Копылов добавил, что в Санкт-Петербурге нет правового регулирования как в области определения градостроительных требований к освоению подземного пространства, так и в области создания единой информационной базы о состоянии геологических и гидрологических условий подземного пространства города, направленного, при этом, на создание возможностей, условий и рекомендаций к его активному освоению. Кроме этого, отсутствуют специальные инвестиционные условия предоставления земельных участков для подземного девелопмента, стимулирующие его развитие.
Основными законодательными регуляторами подземного строительства на федеральном и региональном уровнях остаются Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и Федеральный закон «О недрах».
К региональным законам в данной сфере эксперты относят закон Санкт-Петербурга от 16.02.2009 № 29-10 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» и постановление правительства Санкт-Петербурга от 09.09.2011 № 1305 «О порядке добычи собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений для своих нужд, а также устройства и эксплуатации ими бытовых колодцев и скважин на территории Санкт-Петербурга».
Сергей Алпатов, генеральный директор НП «Объединение подземных строителей», констатирует, что существующее законодательство как на федеральном, так и на региональном уровне в недостаточной степени учитывает специфику подземной урбанистики. «В отношении строительства подземных сооружений на глубине более 5 м действующее законодательство устанавливает дополнительные требования, связанные с необходимостью оформления прав не только на земельный участок, но и на использование соответствующего участка недр. Ситуацию осложняет и неопределенность терминологии в законодательстве о недрах, что ставит под сомнение принципиальную возможность предоставления участков недр в пользование, а следовательно, и возможность реализации проектов подземного строительства», – считает эксперт.
Николай Копылов, генеральный директор ООО «ПетроИнвестКонсалт», также согласен, что ни Земельный, ни Градостроительный кодексы практически не содержат специальных норм, связанных с подземным строительством. В связи с этим требования к предоставлению и использованию земельных участков для целей строительства являются общими как для наземного, так и подземного строительства. В последнем случае необходимо также получение дополнительно к разрешению на строительство специального разрешения (лицензии) на недропользование, предоставление которого регулируется ФЗ «О недрах» и правовыми актами, принятыми в его исполнение.
Николай Копылов добавил, что в Санкт-Петербурге нет правового регулирования как в области определения градостроительных требований к освоению подземного пространства, так и в области создания единой информационной базы о состоянии геологических и гидрологических условий подземного пространства города, направленного, при этом, на создание возможностей, условий и рекомендаций к его активному освоению. Кроме этого, отсутствуют специальные инвестиционные условия предоставления земельных участков для подземного девелопмента, стимулирующие его развитие.
рубрика:
Технологии и материалы
автор:
Екатерина Костина