Григорий Османов: «Гатчине повезло с источниками водоснабжения»
Гатчина отличается от других муниципалитетов Ленинградской области не только своим статусом региональной культурной столицы, но и сетями водоснабжения, часть из которых проложена еще в царские времена. В то же время очистные сооружения Гатчины – среди лучших в Ленобласти. О перспективах водоснабжения и водоотведения в одном из крупнейших населенных пунктов 47-го региона рассказал Григорий Османов, заместитель директора по экономике и развитию МУП «Водоканал г. Гатчина».
– Каково состояние вашего сетевого хозяйства? Что делается для бесперебойного обеспечения гатчинцев водоснабжением и водоотведением?
– В рамках производственной программы предприятия мы ежегодно включаем в план замену определенного количества сетей участками от колодца до колодца. Мы также участвуем в программе «Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышения энергоэффективности в Ленинградской области», что позволяет получать областное софинансирование. Ремонтные работы и перекладка жизненно важных магистральных водопроводов и сетей, принадлежащих муниципалитету, на 90% оплачиваются из бюджета Ленобласти.
– Как вы контролируете качество воды, поступающей в дома гатчинцев?
– Центральная лаборатория предприятия ежедневно анализирует пробы, отбираемые из наших источников водоснабжения – водозабора поверхностных вод «Серебряное озеро» и глубинного водозабора «Северный». Надо сказать, что за 2014 год отклонений от нормативных показателей не было ни разу. Наша вода полностью соответствует всем требованиям СанПиНов. Гатчине повезло с источниками водоснабжения. Вода из «Серебряного озера», к примеру, проходит только обеззараживание гипохлоритом и не требует дополнительной химической очистки.
Особенность нашего города – большие микрорайоны индивидуального жилищного строительства. Не все их жители имеют централизованное водоснабжение, предпочитая пользоваться открытыми водоразборными колонками. Благодаря регулярному отбору проб из этих колонок, расположенных на периферии города, мы видим, что на качество воды не влияет «преклонный» возраст трубопроводов.
– А перевод районов индивидуальной застройки на централизованный вариант водоснабжения планируете?
– Безусловно, водоканал активно содействует этому. Мы выдаем технические условия на подключение, и отказов владельцам индивидуальных домов практически не бывает. Сдерживающим фактором, скорее, является нежелание жителей переходить на централизованное водоснабжение. Например, если владельцы используют жилое строение только как дачу. Или если дома обветшали либо перенесли пожар.
– Утверждены ли схемы водоснабжения и водоотведения г. Гатчина? Каковы их основные положения?
– Конкурс по выбору подрядной организации на проектирование схем водоснабжения/водоотведения уже объявлен. Муниципальным заказчиком выступает муниципальное казенное учреждение «Служба координации и развития коммунального хозяйства и строительства» Гатчинского района. Сейчас идет процесс оценки тендерных предложений и выбора подрядной организации. Как только будет определен подрядчик, мы предоставим всю имеющуюся у нас необходимую документацию для выполнения этих схем. Как ресурсоснабжающая организация мы крайне в них заинтересованы. Прежде всего потому, что это единственное и безусловное основание для подготовки и утверждения инвестиционной программы. Мы рассчитываем уже до конца нынешнего года получить схемы водоснабжения и водоотведения г. Гатчина, которые будут разработаны с учетом генерального плана. Это позволит нам определить перспективы развития сетей водоснабжения в районах новой застройки, чтобы прогнозировать рост нагрузки на сети и выдавать технические условия с учетом возможностей наших линейных объектов.
– А водоотведение в Гатчине поспевает за развитием водоснабжения?
– В частном секторе, безусловно, отстает. Законодательством предусмотрено право владельца ИЖС подключаться к централизованному водоснабжению при условии наличия у него официально зарегистрированного септика. В тех случаях когда прокладка централизованного водоотведения от индивидуального жилого строения стоит дорого, для собственника более целесообразно заключить договор со специализированной организацией о регулярной утилизации септика. Сегодня к центральной канализации подключено примерно 30% частного сектора.
– Насколько успешно выполнена инвестиционная программа МУП «Водоканал г. Гатчина» со сроком действия на 2008-2014 годы?
– Это была международная программа «Северная инициатива», участниками которой стали Шведское агентство международного развития, Министерство окружающей среды Финляндии, экологическое партнерство «Северное измерение», Северный инвестиционный банк, муниципалитет г. Гатчина и сам водоканал. Программа предусматривала полную глубокую модернизацию первого этапа механической очистки очистных сооружений для выполнения требований ХЕЛКОМ (Хельсинкской комиссии) к чистоте сточных вод. Программа финансировалась за счет как грантов, так и бюджетов города и самого предприятия. Общий объем финансирования составил 9,2 млн EUR. Запланированные мероприятия полностью выполнены, и после модернизации наши очистные сооружения, наверное, лучшие в Ленинградской области. Для реализации программы были задействованы два донора: Шведское агентство международного развития (SIDA) и «Экологическое партнерство «Северное измерение» (NDEP). Кроме того, мы получили на льготных условиях кредит Северного инвестиционного банка. А благодаря инвестнадбавке к тарифу водоканала были привлечены средства гатчинцев.
– В чем был интерес для иностранных участников?
– Кроме Гатчины к «Северной инициативе» присоединились Кировск, Пикалево и Тихвин. Стоки из этих городов попадают в Неву и далее в Балтийское море. А степень обеспокоенности наших соседей будущим Балтики демонстрируют слова Тарьи Халонен, в то время президента Финляндии, сказанные на одном из саммитов балтийских стран: «Мне очень стыдно, что самые богатые страны живут на берегу самого грязного моря».
Наше предприятие показало достойные результаты в реализации программы «Северная инициатива», и нам предложили участвовать во втором этапе реконструкции очистных сооружений, имеющем отношение уже не к механической, а к химико-биологической очистке стоков.
Здесь подключились дополнительные доноры. Новыми участниками программы на втором этапе стали Cеверная экологическая финансовая корпорация НЕФКО – дочерняя структура Северного инвестиционного банка, шведский некоммерческий фонд Джона Нурминена, аккумулирующий средства жителей Финляндии и направляющий их на реализацию проектов по очистке сточных вод для улучшения экологической обстановки Балтийского моря.
– Если правильно понимаю, именно с этим проектом в основном и связаны ваши ближайшие планы?
– В том, что касается водоотведения, – безусловно. Второй этап мы надеемся реализовать года через два, обеспечив жителям Гатчины надежное и безопасное водоотведение лет на 20.
Что касается водоснабжения, наверное, нам пока нечем заинтересовать западных партнеров. Однако благодаря собственным средствам предприятия, которые ежегодно предусматриваются в производственной программе предприятия, а также с помощью областного и муниципального бюджета мы перекладываем магистральные водопроводы с крайней степенью износа. В прошлом году было переложено около 2 км, и этот темп мы стараемся сохранять.
– А как вы относитесь к идее создания единого областного водоканала?
– Думаю, прежде нужно посмотреть юридическую сторону вопроса правообладания действующими водоканалами сетями, объектами и т. д., поскольку мы обладаем разными полномочиями. Например, унитарное предприятие имеет это право по 161-ФЗ исходя из хозяйственного ведения, а акционерное общество берет сети в аренду и регулярно проходит конкурсную процедуру, подтверждая право аренды.
Начатая в 1970-е годы в Европе программа по передаче коммерческим структурам права управления водоснабжением и водоотведением сегодня признается ошибочной. Поскольку право иметь жизненно важный ресурс у населения не должно зависеть от финансового состояния того или иного юридического лица, Европа идет по пути передачи этих полномочий в муниципалитеты. Стоит ли нам повторять опыт европейских стран – не знаю. Но я верю в муниципальный сектор экономики.