Тендерам мешают старые связи и отсутствие информации

Санкт-Петербургский Союз строительных компаний «Союзпетрострой» совместно с редакцией «Строительного Еженедельника» провели круглый стол «Проблемы экономического партнерства участников строительного рынка СПб: организация тендеров». Участники обсудили две основные темы: почему практика проведения тендеров пока не прижилась на петербургском рынке и вопросы информационной открытости компаний. Лев Каплан, директор «Союзпетростроя», представил собравшимся разработанные союзом методические рекомендации по организации тендеров и Электронную Строительную Информационную систему (ЭСИС).

Лев Каплан:
– Рыночные отношения в инвестиционно-строительной сфере развиваются уже десять лет, однако до сих пор говорить о цивилизованной конкуренции – факторе, определяющем рыночные отношения, мы не можем. Рынок строится на основе рудиментов командно-административной системы: раньше субподрядчики закреплялись за определенными компаниями, сейчас руководители этих компаний – чаще всего люди старой закалки – боятся отойти от этих традиций и обратится к кому-то другому. Наш молодой инвестиционно-строительный рынок формируют старые связи, практикуются так называемые «откаты», составляющие до 5-10% стоимости подрядных работ. При этом нарекания в основном вызывает работа не крупных строительных компаний, а именно субподрядчиков. Некоторые строительные компании стараются вообще избежать контактов с подрядчиками, организовывая собственные производства, но это не выход, так как позволить себе такое могут только крупные холдинги, что в принципе невыгодно с экономической точки зрения.
Недавно «Союзпетрострой» разработал методические рекомендации по проведению тендеров. В них отражены все возможные вопросы: целесообразность проведения открытых торгов, предквалификация, состав тендерной комиссии, содержание тендерной заявки и ее обеспечение, критерии отбора победителей, контракты, порядок проведения работ и так далее. Документация представлена в максимально простой форме, вместе с тем, заполнив восемь предложенных форм, субподрядчик предоставит информацию, достаточную для того, чтобы компания – организатор тендера – могла ориентироваться.

Павел Созинов:
– «Строймонтаж» – корпорация молодая, и ее не коснулись проблемы, свойственные компаниям, ведущим свою историю с советских пятилеток. Только в Санкт-Петербурге корпорация одновременно ведет работы на двадцати объектах. Это достаточно большие объемы, поэтому на субподрядные работы нами привлекаются десятки партнеров. «Строймонтаж» заинтересован в привлечении надежных партнеров. Основными критериями отбора являются: опыт, квалификация, качество и безопасность. Разумеется, учитывается ценовой фактор. Выбор подрядчиков, как правило, проводится на основании тендеров. Так, регулярно на страницах «Строительного Еженедельника» публикуется информация об открытых тендерах, которые проводятся сразу по трем объектам. И хотя корпорация заинтересована в постоянных партнерах, по статистике не более трети подрядчиков смогут на основании тендера получить подряд на следующем объекте.
Наиболее интересные элитные объекты «Строймонтажа» – «Петровский Форт» и «Пятый элемент» – были в центре внимания подрядчиков. Среди наших партнеров на этих объектах – «Климат Проф», компания осуществляла монтаж систем кондиционирования, вентиляции и отопления; «Энергострой СПб», для обеспечения теплом бизнес-центра «Петровский форт» эта фирма спроектировала и построила одну из самых крупных коммерческих котельных в Петербурге; компания «Палатин» занималась облицовочными работами, «Петросвет» – создавала архитектурно-художественную подсветку бизнес-центра. Среди подрядчиков корпорации – «Панорама», «Стальконструкция СПб». Теплым покрытием в атриуме «Пятого элемента» занималась немецкая компания REHAU.

Владимир Ягунов:
– При выборе субподрядчика компания руководствуются чаще всего стоимостью работ или материалов. Пример тому – решение о закупке принимает не технический отдел, а отдел снабжения. Чтобы выиграть тендер, субподрядчики занижают цену, а потом пытаются в эти рамки уложиться, используют, например, не те материалы, которые были оговорены, более дешевую рабочую силу и так далее.

Элеонора Бабальянц:
– Наша компания также достаточна молодая, поэтому старыми связями мы не обременены и можем позволить себе выбирать. Однако, к сожалению, каждый раз, подбирая субподрядчика, мы сталкиваемся с отсутствием информации. Субподрядных организаций очень много, и понять, какие из них недобросовестные «однодневки», а какие – серьезные компании, очень сложно. Мне кажется, что необходимо создать перечень организаций, которые достаточно хорошо себя зарекомендовали, чтобы ускорить процесс отбора. Возможно, этим должен заняться «Союзпетрострой».

Лев Каплан:
– Сейчас идет работа над созданием Электронной Строительной Информационной Системы (ЭСИС), целью которой является формирование прозрачного информационного пространства. В интернете достаточно много информационных сайтов, посвященных строительству, особенностью ЭСИС является система взаимосвязанных каталогов фирм, товаров и тендеров. Можно посмотреть предложения по конкретным видам строительных материалов и услуг, более подробно изучить информацию о выбранной компании, поместить объявление о тендере.

Павел Созинов:
– К сожалению, информация о подрядчиках сегодня разрознена и не поддается полной классификации, поэтому любое начинание в этой области будет своевременно и необходимо. Любые независимые экспертные мнения, создание электронных каталогов и т.п. – чрезвычайно важны для вынесения правильной и справедливой оценки в выборе подрядчика. Создание положительного имиджа, маркетинг, реклама, PR – все инструменты современного менеджмента, с успехом применяемые крупными застройщиками для привлечения клиентов, пока не находят должной проработки в подрядных организациях, более склонных к использованию «связей», чем к рыночной конкуренции.

Петр Захаров:
– По мере насыщения рынка компании придут к пониманию того, что информационная открытость и формирование положительного имиджа – одни из основных составляющих успешной деятельности. За рубежом строители годами бьются за то, чтобы получить сертификат надежности, без которого ни на один объект их не пустят, у нас же к этому относятся более чем спокойно. Действительно, как сказал Лев Моисеевич, живут за счет старых связей. Отсюда такая непопулярность системы тендеров.

Лев Каплан:
– Недавно Александр Вахмистров выговаривал строителям за то, что они не участвуют в тендерах на городской заказ. Но их позиция понятна. Во-первых, они не верят, что смогут получить заказ, так как есть компании, такие как, например, «Главленинградстрой», которые в силу старых связей имеют неоспоримые преимущества. Во-вторых, об этих заказах нет никакой информации, и в-третьих, в последнее время не было крупных бюджетных объектов строительства.

Александр Глебов:
– Система тендеров в сфере городского заказа регламентируется соответствующими документами, и нормативная база постоянно совершенствуется. Строительные компании останавливает специфика работы с бюджетом: отсутствует авансирование (все выплаты осуществляются по факту выполнения работы), финансовые органы более серьезно подходят к вопросам контроля, проводится экспертиза проектов и смет и т.д. Тем не менее, мы делаем все, чтобы привлекать к участию в тендерах по городскому заказу строительные компании. Сейчас мы намерены при оценке деятельности организаций учитывать их участие в городских тендерах, то есть при составлении рейтингов и перечней в более выгодное положение попадают компании, которые не оставляют городские заказы без внимания.

Автор:
рубрика: Круглый стол
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.