Сергей Воробьев: «Показателя Минрегиона РФ по обеспеченности жильем область достигла еще шесть лет назад»
Глава департамента строительства и ЖКХ Вологодской области Сергей Воробьев рассказал «Строительному Еженедельнику» о переходе от точечной застройки к комплексному освоению территорий, а также о наращивании объемов малоэтажного строительства в регионе.
– Какие основные проблемы стоят перед строительным комплексом Вологодской области?
– Развивая строительную отрасль, мы должны ставить перед собой в качестве цели повышение уровня благосостояния населения, увеличение объемов доступного жилья, рост эффективности производства и производительных сил, увеличение объемов строительной продукции и обеспечение безопасности зданий и сооружений на территории региона. Для достижения этих целей нам нужно решить ряд острых вопросов, уже не первый год стоящих перед отраслью. И один из самых злободневных – это расселение ветхого и аварийного жилья. Процесс расселения аварийных домов и капитального ремонта ветхих требует достаточно объемных инвестиций, притом именно государственных. Для этого департаментом строительства и ЖКХ ведется постоянная работа с Фондом ЖКХ. Еще одной проблемой является снижение административных барьеров в деле получения разрешительной документации на строительство. Сегодня необходимо формировать условия для более быстрого получения доступа к земле, к коммуникациям, выполнять мероприятия по ликвидации административных барьеров в строительстве. Еще один вопрос – это отрасль строительных материалов, которая находится сегодня в сложном положении: она не имеет современных технологий, не имеет современных организационно-технических решений, которые позволяли бы ей быстро ориентироваться на потребности рынка, строительных предприятий. Наконец, в отрасли по-прежнему есть потребность в квалифицированных рабочих кадрах, есть нехватка рабочих рук.
– Какой объем жилья был введен в регионе в минувшем году? И сколько будет сдано по итогам 2013 года?
– В прошлом году в области введено в эксплуатацию более 389 тыс. кв. м жилья, в том числе 147,3 тыс. кв. м жилья, построенного населением за счет собственных или привлеченных средств. Что касается текущего года, то в регионе планируется построить и ввести в эксплуатацию 410 тыс. кв. м. Возможности для этого имеются, и я считаю, что плановый показатель в 2013 году будет достигнут. Кроме того, растет и средняя обеспеченность населения жильем. Так, в 2000 году она составляла 21,4 кв. м на человека, в 2006 году – 24,1, в 2009 году – 25,5, а в 2012 году – уже 27,1. При этом значение показателя обеспеченности жильем на одного жителя в среднем по России, установленного Минрегионом РФ (24,2 кв. м на человека), область достигла еще в 2007 году. В соответствии с плановыми показателями, обозначенными в государственной программе области «Развитие строительного и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области на 2009-2020 годы», к 2021 году области необходимо достигнуть уровня ежегодного ввода жилья в 500 тыс. кв. м.
– Будет ли область делать ставку на малоэтажное и индивидуальное жилищное строительство в будущем?
– Сегодня перед областью стоит непростая задача – к 2021 году доля «малоэтажки» в общем объеме ввода жилья должна вырасти до 60%. Учитывая набранный темп строительства и уже достигнутый уровень в 2012 году в 42%, эта задача нам видится выполнимой.
Более трети введенного в 2012 году жилья представляет собой индивидуальные жилые дома. В целом доля индивидуального жилья в структуре вводимого жилья увеличилась с 10% в 1996 году до 37,9% по итогам 2012 года, что указывает на высокую потребность населения в собственном индивидуальном жилье, а также рост благосостояния населения области. За последние годы при строительстве индивидуального жилья улучшаются потребительские свойства жилья: увеличивается средний размер общей площади жилья, повысился уровень благоустройства.
– Какие факторы препятствуют наращиванию объемов жилищного строительства в регионе?
– На объем ввода в эксплуатацию жилья негативное влияние оказывают такие факторы, как недоступность для застройщиков кредитных ресурсов, позволяющих осуществить полный инвестиционно-строительный цикл от идеи до продажи, без привлечения средств дольщиков, практически полное отсутствие земельных участков, обеспеченных объектами коммунальной инфраструктуры и инженерными сетями для реализации проектов жилищного строительства, отсутствие источников финансирования строительства необходимых объектов транспортной, социальной инфраструктуры в рамках проектов комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства. На темпах ввода жилья сказываются также высокие цены подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, технологического присоединения к электрическим сетям и ресурсные ограничения строительного комплекса.
Большой проблемой являются опять-таки административные препоны, в частности излишне регламентированная система выдачи разрешительной документации на осуществление строительства, получение технических условий на подключение к объектам коммунальной инфраструктуры и на ввод объектов в эксплуатацию, что значительно тормозит развитие строительного бизнеса. К сожалению, играют свою роль и такие факторы, как отсутствие реальных возможностей у части населения обеспечить свои потребности в комфортных условиях проживания, низкая доступность ипотечных продуктов.
– Насколько успешно идет исполнение майских указов президента «Об обеспечении граждан доступным и комфортным жильем…»?
– В соответствии Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 600 региону к 2018 году необходимо обеспечить снижение показателя превышения среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту по отношению к индексу потребительских цен до уровня не более 2,2% пункта. Кроме того, предполагается снижение стоимости 1 кв. м жилья на 20% путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса. К 2020 году от регионов требуется предоставление доступного и комфортного жилья 60% российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия. Сегодня перед областью стоят непростые задачи по достижению данных показателей. Нам нужно не только увеличить объемы ввода жилья эконом-класса, но и сформировать рынок арендного жилищного фонда и некоммерческого арендного фонда, а также увеличить количество выдаваемых ипотечных кредитов. При этом, учитывая снижение темпов строительства жилья подрядным способом и исчерпание перспектив точечной застройки, достижение столь высоких заданных показателей прежними методами становится труднодостижимым. Необходим переход к комплексному освоению территорий под строительство жилья экономического класса, которое предполагает организацию новой привлекательной среды проживания благодаря оптимальному соотношению объектов жилой и коммерческой недвижимости, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. Для этого сегодня прорабатывается вопрос участия Вологодской области в приоритетном проекте в рамках государственной программы Минрегиона РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
– Каковы перспективы развития рынка арендного жилья в регионе?
– Мероприятия по формированию рынка арендного жилья и развитию некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода, включены в программу «Стимулирование развития жилищного строительства в Вологодской области в 2011-2015 годах». На первом этапе реализации мероприятий по формированию фонда арендного жилья будут использованы здания, находящиеся в областном жилищном фонде. В 2013 году в областном бюджете предусмотрено 35,3 млн рублей на проведение работ по перепланировке и переустройству здания общежития в Вологде под жилой дом. После проведения всех необходимых работ квартиры в данном доме будут предоставлены 47 работникам бюджетной сферы. Органы местного самоуправления могут рассмотреть вопрос формирования муниципального арендного жилья также путем реконструкции неиспользуемых зданий, находящихся в муниципальной собственности.
– Какие основные проблемы стоят перед строительным комплексом Вологодской области?
– Развивая строительную отрасль, мы должны ставить перед собой в качестве цели повышение уровня благосостояния населения, увеличение объемов доступного жилья, рост эффективности производства и производительных сил, увеличение объемов строительной продукции и обеспечение безопасности зданий и сооружений на территории региона. Для достижения этих целей нам нужно решить ряд острых вопросов, уже не первый год стоящих перед отраслью. И один из самых злободневных – это расселение ветхого и аварийного жилья. Процесс расселения аварийных домов и капитального ремонта ветхих требует достаточно объемных инвестиций, притом именно государственных. Для этого департаментом строительства и ЖКХ ведется постоянная работа с Фондом ЖКХ. Еще одной проблемой является снижение административных барьеров в деле получения разрешительной документации на строительство. Сегодня необходимо формировать условия для более быстрого получения доступа к земле, к коммуникациям, выполнять мероприятия по ликвидации административных барьеров в строительстве. Еще один вопрос – это отрасль строительных материалов, которая находится сегодня в сложном положении: она не имеет современных технологий, не имеет современных организационно-технических решений, которые позволяли бы ей быстро ориентироваться на потребности рынка, строительных предприятий. Наконец, в отрасли по-прежнему есть потребность в квалифицированных рабочих кадрах, есть нехватка рабочих рук.
– Какой объем жилья был введен в регионе в минувшем году? И сколько будет сдано по итогам 2013 года?
– В прошлом году в области введено в эксплуатацию более 389 тыс. кв. м жилья, в том числе 147,3 тыс. кв. м жилья, построенного населением за счет собственных или привлеченных средств. Что касается текущего года, то в регионе планируется построить и ввести в эксплуатацию 410 тыс. кв. м. Возможности для этого имеются, и я считаю, что плановый показатель в 2013 году будет достигнут. Кроме того, растет и средняя обеспеченность населения жильем. Так, в 2000 году она составляла 21,4 кв. м на человека, в 2006 году – 24,1, в 2009 году – 25,5, а в 2012 году – уже 27,1. При этом значение показателя обеспеченности жильем на одного жителя в среднем по России, установленного Минрегионом РФ (24,2 кв. м на человека), область достигла еще в 2007 году. В соответствии с плановыми показателями, обозначенными в государственной программе области «Развитие строительного и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области на 2009-2020 годы», к 2021 году области необходимо достигнуть уровня ежегодного ввода жилья в 500 тыс. кв. м.
– Будет ли область делать ставку на малоэтажное и индивидуальное жилищное строительство в будущем?
– Сегодня перед областью стоит непростая задача – к 2021 году доля «малоэтажки» в общем объеме ввода жилья должна вырасти до 60%. Учитывая набранный темп строительства и уже достигнутый уровень в 2012 году в 42%, эта задача нам видится выполнимой.
Более трети введенного в 2012 году жилья представляет собой индивидуальные жилые дома. В целом доля индивидуального жилья в структуре вводимого жилья увеличилась с 10% в 1996 году до 37,9% по итогам 2012 года, что указывает на высокую потребность населения в собственном индивидуальном жилье, а также рост благосостояния населения области. За последние годы при строительстве индивидуального жилья улучшаются потребительские свойства жилья: увеличивается средний размер общей площади жилья, повысился уровень благоустройства.
– Какие факторы препятствуют наращиванию объемов жилищного строительства в регионе?
– На объем ввода в эксплуатацию жилья негативное влияние оказывают такие факторы, как недоступность для застройщиков кредитных ресурсов, позволяющих осуществить полный инвестиционно-строительный цикл от идеи до продажи, без привлечения средств дольщиков, практически полное отсутствие земельных участков, обеспеченных объектами коммунальной инфраструктуры и инженерными сетями для реализации проектов жилищного строительства, отсутствие источников финансирования строительства необходимых объектов транспортной, социальной инфраструктуры в рамках проектов комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства. На темпах ввода жилья сказываются также высокие цены подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, технологического присоединения к электрическим сетям и ресурсные ограничения строительного комплекса.
Большой проблемой являются опять-таки административные препоны, в частности излишне регламентированная система выдачи разрешительной документации на осуществление строительства, получение технических условий на подключение к объектам коммунальной инфраструктуры и на ввод объектов в эксплуатацию, что значительно тормозит развитие строительного бизнеса. К сожалению, играют свою роль и такие факторы, как отсутствие реальных возможностей у части населения обеспечить свои потребности в комфортных условиях проживания, низкая доступность ипотечных продуктов.
– Насколько успешно идет исполнение майских указов президента «Об обеспечении граждан доступным и комфортным жильем…»?
– В соответствии Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 600 региону к 2018 году необходимо обеспечить снижение показателя превышения среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту по отношению к индексу потребительских цен до уровня не более 2,2% пункта. Кроме того, предполагается снижение стоимости 1 кв. м жилья на 20% путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса. К 2020 году от регионов требуется предоставление доступного и комфортного жилья 60% российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия. Сегодня перед областью стоят непростые задачи по достижению данных показателей. Нам нужно не только увеличить объемы ввода жилья эконом-класса, но и сформировать рынок арендного жилищного фонда и некоммерческого арендного фонда, а также увеличить количество выдаваемых ипотечных кредитов. При этом, учитывая снижение темпов строительства жилья подрядным способом и исчерпание перспектив точечной застройки, достижение столь высоких заданных показателей прежними методами становится труднодостижимым. Необходим переход к комплексному освоению территорий под строительство жилья экономического класса, которое предполагает организацию новой привлекательной среды проживания благодаря оптимальному соотношению объектов жилой и коммерческой недвижимости, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. Для этого сегодня прорабатывается вопрос участия Вологодской области в приоритетном проекте в рамках государственной программы Минрегиона РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
– Каковы перспективы развития рынка арендного жилья в регионе?
– Мероприятия по формированию рынка арендного жилья и развитию некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода, включены в программу «Стимулирование развития жилищного строительства в Вологодской области в 2011-2015 годах». На первом этапе реализации мероприятий по формированию фонда арендного жилья будут использованы здания, находящиеся в областном жилищном фонде. В 2013 году в областном бюджете предусмотрено 35,3 млн рублей на проведение работ по перепланировке и переустройству здания общежития в Вологде под жилой дом. После проведения всех необходимых работ квартиры в данном доме будут предоставлены 47 работникам бюджетной сферы. Органы местного самоуправления могут рассмотреть вопрос формирования муниципального арендного жилья также путем реконструкции неиспользуемых зданий, находящихся в муниципальной собственности.
рубрика:
Строительный округ
автор:
Максим Шумов