Работа над ошибками
В нынешнем году Россия заняла последнее место на международных соревнованиях WorldSkills International в Лейпциге среди молодых представителей рабочих профессий.
Как полагают представители строительной отрасли, это следствие позиции Минобрнауки, которая ничего не делает для координации усилий по повышению уровня подготовки рабочих.
Проблемы в подготовке квалифицированных рабочих связаны с позицией Минобрнауки. «Заявляя о необходимости совершенствования системы профессионального образования, ведомство не предпринимает усилий для координации мероприятий в этой сфере», – полагает Владимир Кобзаренко, директор НП «Строители Ленинградской области».
Это ярко показало участие во всемирных соревнованиях WorldSkills International. Из почти 30 компетенций, включенных в программу конкурса, Россия отобрала 15, по которым участников готовили в течение года. При этом российская команда не просто заняла 54-е место, а последнее из 54 возможных. В ней отсутствовал, например, представитель Ленинградской области, победивший на конкурсе сварщиков, который проводился на базе Тихвинского вагоностроительного завода. «Российские официальные лица, ответственные за организацию поездки нашей команды на WorldSkills International, просто забыли об этом юноше, хотя для его подготовки были приглашены даже специалисты из соседней Финляндии. На федеральном уровне было заявлено, что в регионах появятся центры, проводящие мероприятия подготовки к соревнованиям по определенному набору квалификаций (профессий). Заявленная ситуация и действительность не совпали», – прокомментировал Николай Третьяков, главный специалист НП «Строители Ленинградской области».
Необходима система
Для улучшения качества подготовки рабочих кадров для начала работодателям необходима система критериев оценки навыков и квалификации работников. Это предусматривала «дорожная карта» в образовательной сфере, разработанная Агентством стратегических инициатив. «Вызывает беспокойство, что сроки реализации мероприятий, обозначенных в «дорожной карте», истекли, и ничего не изменилось», – отмечает Владимир Кобзаренко.
Вопросы повышения квалификации руководящего состава в строительной отрасли были отработаны в системе саморегулирования. А Приказ Минрегиона № 624 («Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям…») заставил проанализировать аналогичные аспекты применительно к уровню ИТР. Однако для работников по рабочим профессиям подобного не произошло.
Предполагается, что задачу подготовки квалифицированных рабочих будут реализовывать учебные центры профессиональной квалификации, которые могут создаваться в процессе реформирования образовательных учреждений начального профессионального образования, при учебных заведениях среднего профессионального образования, образовательных учреждениях среднего общего образования, на производстве, а также в форме самообразования. Утвержден перечень профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение: в разделе «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы» значится более полутора сотен профессий рабочих. Но профессиональное обучение, повышение квалификации и профессиональная переподготовка требуют введения по этим профессиям профессиональных стандартов как основы для образовательных стандартов. Между тем, по словам Николая Третьякова, пока применительно к строительству существует только один профессиональный стандарт, разработанный фирмой Knauf – эта компания одна из немногих на сегодня реализовала идею создания учебного центра профессиональной квалификации на производстве.
Заблуждения
«Идеи о том, что рынок сам отрегулирует численность и квалификационный состав работников, – распространенное заблуждение младореформаторов. Хотим мы того или нет, существуют и создаются производственные мощности, в которые вкладываются инвестиции. И работники, необходимые для освоения этих мощностей, – такой же ресурс, как материалы, энергия или финансы. Яркий пример – ситуация, с которой столкнулось руководство Тихвинского вагоноремонтного завода. Компания построила жилье, желая обеспечить приглашаемым работникам достойный уровень жизни. Но оказалось, что приглашать некого», – рассказал Владимир Кобзаренко. «Налицо дисбаланс в планировании ресурсов. Нет средне- или долгосрочных планов. Все занимаются только краткосрочным планированием и короткими схемами извлечения прибыли», – добавил он.
Со своей стороны, Николай Третьяков напомнил, что в советское время для профессионального образования создавались целые выездные полигоны, у тех же будущих строителей была возможность отрабатывать навыки в стройотрядах и т. д. «Наряду с этим в отсутствие элементов плановости в экономике работа по профессии или специальности перестала представлять интерес для выпускников. Это повлекло ротацию преподавательского состава, отсутствие преемственности в образовании, снижение качества преподавания и, как следствие, квалификации выпускников», – отметил он.
«Необходимо вернуться к понятию управления нормой: на качество, на допустимый сбой, на допустимое вмешательство в производственный процесс человека, от которых отказались в новейшей российской истории», – подчеркнул Владимир Кобзаренко. По его мнению, улучшить ситуацию с подготовкой работников по рабочим профессиям может дуальная система профессионального обучения, устанавливающая прямые отношения между работодателем и организацией профессионального обучения. Десятилетия назад, пусть в несколько ином виде, дуальная система была широко распространена в нашей стране.
Прямая зависимость
Смысл в том, что деятельность организаций профессионального обучения напрямую зависит от потребностей работодателей. Потенциальный учащийся, организация профессионального обучения и будущий работодатель заключают трехстороннее соглашение, по которому работодатель обязуется выплачивать учащемуся стипендию, будущий работник – прийти на производство, а организация профессионального обучения – обеспечить именно ту профессиональную квалификацию, которая требуется работодателю. «Однако сложно заключить соглашение между субъектами неравного права. Нужны компетентные органы (возможно, на общественных началах), которые будут регулировать взаимоотношения сторон», – убежден директор НП «Строители Ленинградской области».
Как полагают представители строительной отрасли, это следствие позиции Минобрнауки, которая ничего не делает для координации усилий по повышению уровня подготовки рабочих.
Проблемы в подготовке квалифицированных рабочих связаны с позицией Минобрнауки. «Заявляя о необходимости совершенствования системы профессионального образования, ведомство не предпринимает усилий для координации мероприятий в этой сфере», – полагает Владимир Кобзаренко, директор НП «Строители Ленинградской области».
Это ярко показало участие во всемирных соревнованиях WorldSkills International. Из почти 30 компетенций, включенных в программу конкурса, Россия отобрала 15, по которым участников готовили в течение года. При этом российская команда не просто заняла 54-е место, а последнее из 54 возможных. В ней отсутствовал, например, представитель Ленинградской области, победивший на конкурсе сварщиков, который проводился на базе Тихвинского вагоностроительного завода. «Российские официальные лица, ответственные за организацию поездки нашей команды на WorldSkills International, просто забыли об этом юноше, хотя для его подготовки были приглашены даже специалисты из соседней Финляндии. На федеральном уровне было заявлено, что в регионах появятся центры, проводящие мероприятия подготовки к соревнованиям по определенному набору квалификаций (профессий). Заявленная ситуация и действительность не совпали», – прокомментировал Николай Третьяков, главный специалист НП «Строители Ленинградской области».
Необходима система
Для улучшения качества подготовки рабочих кадров для начала работодателям необходима система критериев оценки навыков и квалификации работников. Это предусматривала «дорожная карта» в образовательной сфере, разработанная Агентством стратегических инициатив. «Вызывает беспокойство, что сроки реализации мероприятий, обозначенных в «дорожной карте», истекли, и ничего не изменилось», – отмечает Владимир Кобзаренко.
Вопросы повышения квалификации руководящего состава в строительной отрасли были отработаны в системе саморегулирования. А Приказ Минрегиона № 624 («Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям…») заставил проанализировать аналогичные аспекты применительно к уровню ИТР. Однако для работников по рабочим профессиям подобного не произошло.
Предполагается, что задачу подготовки квалифицированных рабочих будут реализовывать учебные центры профессиональной квалификации, которые могут создаваться в процессе реформирования образовательных учреждений начального профессионального образования, при учебных заведениях среднего профессионального образования, образовательных учреждениях среднего общего образования, на производстве, а также в форме самообразования. Утвержден перечень профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение: в разделе «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы» значится более полутора сотен профессий рабочих. Но профессиональное обучение, повышение квалификации и профессиональная переподготовка требуют введения по этим профессиям профессиональных стандартов как основы для образовательных стандартов. Между тем, по словам Николая Третьякова, пока применительно к строительству существует только один профессиональный стандарт, разработанный фирмой Knauf – эта компания одна из немногих на сегодня реализовала идею создания учебного центра профессиональной квалификации на производстве.
Заблуждения
«Идеи о том, что рынок сам отрегулирует численность и квалификационный состав работников, – распространенное заблуждение младореформаторов. Хотим мы того или нет, существуют и создаются производственные мощности, в которые вкладываются инвестиции. И работники, необходимые для освоения этих мощностей, – такой же ресурс, как материалы, энергия или финансы. Яркий пример – ситуация, с которой столкнулось руководство Тихвинского вагоноремонтного завода. Компания построила жилье, желая обеспечить приглашаемым работникам достойный уровень жизни. Но оказалось, что приглашать некого», – рассказал Владимир Кобзаренко. «Налицо дисбаланс в планировании ресурсов. Нет средне- или долгосрочных планов. Все занимаются только краткосрочным планированием и короткими схемами извлечения прибыли», – добавил он.
Со своей стороны, Николай Третьяков напомнил, что в советское время для профессионального образования создавались целые выездные полигоны, у тех же будущих строителей была возможность отрабатывать навыки в стройотрядах и т. д. «Наряду с этим в отсутствие элементов плановости в экономике работа по профессии или специальности перестала представлять интерес для выпускников. Это повлекло ротацию преподавательского состава, отсутствие преемственности в образовании, снижение качества преподавания и, как следствие, квалификации выпускников», – отметил он.
«Необходимо вернуться к понятию управления нормой: на качество, на допустимый сбой, на допустимое вмешательство в производственный процесс человека, от которых отказались в новейшей российской истории», – подчеркнул Владимир Кобзаренко. По его мнению, улучшить ситуацию с подготовкой работников по рабочим профессиям может дуальная система профессионального обучения, устанавливающая прямые отношения между работодателем и организацией профессионального обучения. Десятилетия назад, пусть в несколько ином виде, дуальная система была широко распространена в нашей стране.
Прямая зависимость
Смысл в том, что деятельность организаций профессионального обучения напрямую зависит от потребностей работодателей. Потенциальный учащийся, организация профессионального обучения и будущий работодатель заключают трехстороннее соглашение, по которому работодатель обязуется выплачивать учащемуся стипендию, будущий работник – прийти на производство, а организация профессионального обучения – обеспечить именно ту профессиональную квалификацию, которая требуется работодателю. «Однако сложно заключить соглашение между субъектами неравного права. Нужны компетентные органы (возможно, на общественных началах), которые будут регулировать взаимоотношения сторон», – убежден директор НП «Строители Ленинградской области».
рубрика:
Строительный округ
автор:
Татьяна Крамарева