Николай Крапивин: «Глобальное освоение Севера осталось в прошлом»

Директор НП «Жилищно-строительное объединение Мурманска» Николай Крапивин рассказал «Строительному Еженедельнику» о снижении стратегического интереса к северу страны и о необходимости усиления координаторов в деятельности НОСТРОЙ. – Как можете охарактеризовать перспективы развития экономики региона? – Перспектива развития любого сектора экономики определяется прежде всего решениями российского правительства. Было время, когда государство вкладывало реальные средства в развитие Севера и в ответ получало рыбу, минеральные удобрения, металлы, транспортный транзит и, наконец, влияние на просторах Ледовитого океана. Было время, когда на высшем уровне были слышны заявления о том, что Север стране не нужен, и жители северной России очень переживали такое отторжение со стороны официальных лиц страны. Сейчас же более-менее все идет в правильном направлении. Моногорода, связанные с производством, развиваются стабильно, и за их будущее можно не волноваться. А вот города, связанные с Северным флотом и кораблестроением, будут умирать. Для развития региона необходимо развивать морской флот, морские перевозки, может быть (в какой-либо форме), кораблестроение, осваивать новые производства (разведение рыбы, морепродуктов, туризм и проч.), но и в этом случае неминуемо будет происходить отток населения. Видимо, комплексное освоение Севера, глобальные стройки на этих территориях, которые имели место в советское время, страна оставила в прошлом. Я надеюсь, что впереди у нас большой объем работы по капитальному ремонту жилого фонда. Стратегически правильно было бы создать модель северного города, где жизнь будет не хуже, чем у соседей. Крайне необходимо обновить коммуникации, утеплить дома, обустроить дороги, построить производственные мастерские, торговые цент­ры. Хотелось бы, чтобы люди гордились своей страной, своим городом. – Этот процесс необратим? Можно ли вернуть интерес к Северу? – Дело в том, что самый успешный капитализм развивался именно в морских державах. Посмотрите на Великобританию, на Голландию, Германию. Даже Китай и Индия развиваются семимильными шагами. Именно потому что грамотно используют выход к океану. Потому что это транспортные пути, а значит, рынки сбыта. А мы вроде и строим капиталистическое общество, но искажаем основные его прин­ципы. Вместо строительства работающей в едином ритме системы мы разбили экономику на сферы интересов, и каждый гнет свое. Есть порт – выход к морю, но тарифы на железнодорожные перевозки просто зашкаливают и тормозят любые экспортные инициативы. Или, например, рыбодобывающая отрасль. Приходят в северный порт российские рыбаки. Группа пограничников просто вываливает рыбу на причал и начинается долгий и мучительный процесс оформления документов. За это время рыба начинает тухнуть. Взглянуть на ту же Норвегию – там груз сразу помещают в холодильник, а один-единственный специалист параллельно оформляет все документы. – То есть все дело в административных барьерах? – Я не хочу говорить об административном давлении или барьерах. Я бы сказал так: мы все, власти и бизнес, не умеем быть полезными и нужными друг для друга. А именно это обеспечивает эффективную экономику на Западе. Та же Америка кует свою экономику танками. Они любят свою страну и готовы защищать экономические интересы как путем введения эмбарго, так и военным вмешательством. Я не призываю к насилию и революции, но все планы российского правительства в отношении северных территорий какие-то слабые. Нет ярко выраженного интереса. Но сегодня Север можно и нужно включать в экономическую модель, в индустрию России. Почему бы, например, не строить в Мурманске крупные океанские лайнеры? У нас есть глубоководный порт. Да, сюда дорого везти металл. Но открытие большого производства и большой заказ могут окупить логистику. Нужно развивать и торговый порт в Мурманске. И сделать так, чтобы он переваливал не только уголь, как происходит сейчас, но и экспортировал какие-то действительно классные вещи. Не только сырье, но и новые технологии. А без таких инициатив, без крупной стройки занятость населения падает. Начинается опять же большой отток хороших специалистов. И рано или поздно настанет точка невозврата – они перестанут возвращаться из трудовых командировок. Останутся жить и работать в Петербурге, Москве или Сочи. – Какие законодательные пробелы сегодня беспокоят мурманских строи­телей? И есть ли примеры удачных новелл? – Сегодня нас очень беспокоит механизм проведения аукционов. В рамках аукционов конкурсанты настолько легко опускаются в цене, что возникает вопрос: а на какие деньги вы будете закупать материалы? Можно сделать вывод о том, что в результате будут использоваться материалы очень низкого каче­ства. Но ведь и заказчику это не нужно. Получается удивительная схема: конкурс проведен, но и заказчик, и приличный подрядчик в проигрыше. А налоги? Кто их будет платить, если в цене опустились ниже себестоимости? В настоящее время строителям из Мурманской области проводить строительные и ремонтные работы где-то далеко от дома просто нерентабельно – это большие расходы при малой прибыли. Им проще насовсем переехать в центральную Россию. У нас есть партнеры, которые сегодня все реже участвуют в аукционах, поскольку потеряли веру в справедливость. Я бы предложилразрешить Мурманской области проводить аукционы согласно 94‑му Федеральному закону на своей, мурманской площадке среди своих строительных компаний. – Несколько лет назад отрасль перешла от лицензирования к саморегулированию. Насколько эффективно, на ваш взгляд, сегодня работает институт? – Практика саморегулирования пока что мне симпатична. Я бы предложил усилить роль координаторов НОСТРОЙ в округах, введя их в состав совета. Таким образом совет просто обретет дополнительный вес, авторитет. Да и саморегулируемые организации в регионах станут ближе к совету, и большинство вопросов будет решаться с обоюдной пользой. Повестку дня совета нужно формировать через координаторов федеральных округов, тогда решения данного органа управления станут значимыми, умными, понятными. Кроме того, предложения НОСТРОЙ следует ввести в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 года № 624. Этот перечень уже лежит в Минрегионе РФ. Национальному объединению строителей сегодня необходимо усилить работу с Ростехнадзором в плане поддержки СРО и скорректировать бюджет объединения, сделать его рабочим. В остальном, мне кажется, все идет хорошо, вижу много интересных, замечательных людей, любящих свою работу. – Насколько обеспечены работой подрядные организации региона? – В бюджете Мурманской области на строительство и ремонт заложены приличные деньги. Дело в том, что некоторые предприятия могут увеличить объемы выполняе­мых работ, но не могут получить заказы. Необходимо научиться работать в русле рыночных тенденций, в стиле капитализма: участвовать в аукционах, побеждать в них, учиться работать с банками, учиться просто хорошо и качественно делать свою работу. – Как можете оценить кадровое обеспечение отрасли? Идут ли молодые специалисты на стройку? – К сожалению, за годы реформ, на рубеже тысячелетий мы многое утратили. Пропала преемственность, произошел разрыв трансляции опыта от ветеранов к молодым. Профессия «строитель» перестала быть престижной, перестала быть хорошо оплачиваемой.
рубрика: Строительный округ
автор: Максим Шумов
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.