Бюджетный диссонанс
Смольный на прошлой неделе опубликовал проект бюджета Петербурга на 2014 год, плановый период 2016-2017 годов. Согласно документу, дефицит бюджета в 2014 году составит 39 млрд рублей. Закрывать «дыру» в казне правительство Петербурга собирается за счет заемных средств – в следующем году город разместит облигации на сумму в 33 млрд рублей.
Согласно проекту бюджета Петербурга на 2014 год, объем доходов составит 404,491 млрд рублей, а расходов – 443, 493 млрд рублей. Таким образом, налицо дефицит в 39 млрд рублей. Напомним, что ранее, по итогам «нулевых чтений» в июле, заявлялись другие показатели бюджета на 2014 год – 392,2 млрд рублей – доходы и 418,1 млрд рублей – расходы.
В Комитете финансов Петербурга уточнили, что рост показателей в главном финансовом документе города связан с увеличением социальных обязательств города – ускоренным ростом заработной платы работников бюджетной сферы в рамках реализации указов президента РФ.
«В бюджете Петербурга на эти цели предусмотрено на 2014 год – 21,3 млрд рублей, на 2015 год – 40,7 млрд рублей, а на 2016 год – 71,6 млрд рублей. Всего на данные цели проектом бюджета Петербурга в течение 2014-2016 годов планируется выделить 133,6 млрд рублей, что сопоставимо с третью годовых доходов городского бюджета», – говорится в сообщении Комитета финансов.
Эдуард Батанов, председатель Комитета финансов Петербурга подчеркнул, что, несмотря на дефицит, бюджет Петербурга на 2014 год остается социально направленным. По его словам, город не только не отказывается от выполнения социальных обязательств перед горожанами, но и предусматривает опережающий рост расходов на их реализацию, то есть на обеспечение социальной поддержки детей и семей и детьми, многодетных семей, а также на обеспечение социальных выплат отдельным категориям пенсионеров, ветеранам труда, инвалидам.
Так, на предоставление субсидий и мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан предусмотрено более 7 млрд рублей, на социальную поддержку семей, имеющих детей, и на выплату ежемесячного пособия на ребенка – более 5 млрд рублей, столько же денег пойдет на социальную поддержку пенсионеров и ветеранам труда.
Значительные средства дополнительно предусмотрены на субсидии на осуществление перевозки граждан общественным транспортом – в метрополитене, автобусах и наземном электротранспорте. В 2013 году расходы на указанные цели составляют 14,2 млрд рублей, в 2014 году предусмотрено почти 20 млрд рублей, то есть больше на 5,7 млрд рублей, или в 1,4 раза.
В проекте бюджета Петербурга в 2014 году возрос объем средств, направленных на реализацию целевых программ по улучшению жилищных условий граждан. Финансирование по программе «Молодежи доступное жилье» в 2014 году будет увеличено на 22% – с 2,1 млрд до 2,5 млрд рублей. Объем средств на реализацию программы «Расселение коммунальных квартир» возрастет на 25% с 2 млрд в 2013-м до 2,5 млрд рублей в 2014 году. Финансирование программы «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» повысится в два раза (в 2013 году – 300 млн рублей, а в 2014-м – 600 млн рублей).
Также в 2,5 раза увеличиваются статьи расходов на приобретение учебных изданий для комплектования библиотек образовательных учреждений, от 29 до 36% вырастут субсидии бюджетным учреждениям: поликлиникам, амбулаториям, больницам, театрам, досуговым центрам и т. д.
Значительное увеличение в документе касается адресной инвестиционной программы (АИП), на которую в 2014 году собираются потратить 81,5 млрд рублей. Однако это почти на 2 млрд меньше, чем в этом году.
В Комитете финансов подчеркивают, что расходы на капитальный ремонт дорожных сооружений (мостов, набережных и других искусственных сооружений) возрастают на 23%. На 50% больше средств пойдет на дорожное строительство. Объем бюджетных ассигнований Дорожного фонда Петербурга на 2014 год составит 35,4 млрд рублей. При этом правительство города временно отказалось от строительства моста через остров Серный. На его возведение планировалось выделить 9 млрд рублей. В правительстве отмечают, что мост все равно построить нужно, потому что это улучшит транспортную доступность «Зенит-арены» на Крестовском острове.
Расходы на строительство метрополитена вырастут почти в два раза. В 2014 году в развитие подземки вложат 21 млрд рублей, в 2015 году – 28 млрд, в 2016-м – 30 млрд рублей.
По данным Комитета финансов, под сокращение в бюджете-2014 попали статьи расходов на содержание исполнительных органов государственной власти Петербурга (уменьшение на 3% по сравнению с текущим годом), текущие расходы на дорожное хозяйство, сферу физической культуры и спорта, СМИ.
На вопрос, за счет каких источников будет идти покрытие дефицитных средств, Эдуард Батанов констатировал, что в основном посредством заемных денег. Правительство Петербурга планирует разместить облигации на 33 млрд рублей. Ранее планировалась, что эта сумма составит 19,9 млрд рублей.
Денис Демин, начальник аналитического отдела Банка БФА, отметил, что в случае улучшения экономической конъюнктуры бюджету городскому заимствований, возможно, вообще не потребуется. «Если налоговых поступлений будет больше, чем запланировано, то вполне вероятно, что «дыра» в бюджете будет меньше. Хотя дефицит бюджета, приближающийся к 10% – это большая цифра. Естественно, она не должна стать хронической. Сейчас у города есть возможность, действительно покрыть этот дефицит за счет выпуска облигаций. Это самый прямой вариант. Тем более что Петербург – это мало кредитованный регион по сравнению с другими субъектами РФ», – прокомментировал эксперт.
Впрочем, согласно законопроекту бюджета Петербурга предельный объем госдолга Петербурга в ближайшие три года будет расти: на 2014 год он составит 64,8 млрд рублей, на 2015 год – 95,9 млрд рублей, на 2016 год – 124,8 млрд рублей.
Денис Демин подчеркнул, что нельзя допускать, чтобы ситуация дефицита бюджета оставалась хронической в последующие годы, так как возможности «подкрутить гайки» в отношении сбора налогов у Петербурга очень ограничены. Кроме этого, аналитик уверен, что городу нужно тратить размеренно, а также научиться осваивать те деньги, которые уже заложены в бюджете.
Первое чтение проекта закона о бюджете назначено на октябрь, второе – на ноябрь. Специалисты говорят, что на стадии второго чтения параметры могут подвергнуться изменению.
рубрика:
События
автор:
Лидия Горборукова