Поморье буксует на госзаказе
Среди ключевых проблем строительного комплекса Архангельской области – отсутствие масштабных проектов, несовершенство работы по 94-ФЗ и трудности в переговорах с представителями власти на местах.
Вячеслав Широкий, член совета СРО НП «Союз профессиональных строителей»:
– В Архангельской области в части строительства только одни проблемы, и для перечисления их нужно написать трактат. По сути дела, в масштабах России в нашем регионе никакого строительства нет как такового. Да, у нас строится социальное жилье. Но по цене 30-35 тыс. рублей за 1 кв. м у нас строят «домики Ниф-Нифа», которые люди в здравом уме сами себе никогда бы не построили и не купили. А нормальные дома под социальные программы просто не попадают по стоимости. Спрос на жилье есть, а нормального жилья нет.
Если говорить о коммерческой стройке, то, например, наша компания работала два года на Коряжемском ЦБК, это был один из самых больших проектов по СЗФО. Сейчас идет реконструкция Новодвинского ЦБК. В основном на этих объектах работают петербургские и московские организации, а местные пытаются получить субподряд. Вообще ситуация с загрузкой организаций очень нестабильная. Сегодня у местных строителей есть работа, а завтра они будут сидеть без заказа. Планировать свою экономику сегодня никто не в силах.
Анатолий Филатов, начальник ПТО ООО «Управление строительных работ»:
– Я абсолютно уверен, что глобальных, неразрешимых проблем в строительном комплексе Архангельской области нет. Большая часть проблем – текущие трудности. Например, работа по государственным контрактам. Допустим, есть проект, который успешно прошел госэкспертизу, но по факту он оказался «кривым», требующим как минимум доработки, а то и переработки. Встает проблема: нужно закрывать объемы работ, а сделать это очень трудно из-за перекоса в проектно-сметной документации, так как закрываться нужно по факту, то возникают объемы работ, которые отсутствуют в смете, и наоборот. К счастью, администрация города идет нам навстречу, решает вопросы с утверждением новой сметной документации к договору с включением фактически выполненных объемов и исключением работ, не выполняемых на объекте строительства, – все это в рамках цены госконтракта. Также трудность еще в том, что в госконтрактах прописана жесткая, фиксированная сумма (94-ФЗ); если перед аукционом были упущены объемы работ при изучении проектно-сметной документации, то в случае победы для организации это может оказаться сюрпризом и влететь в копеечку, так как данные дополнительные работы не принимаются, и остается уповать только на непредвиденные расходы, учтенные в смете.
Что действительно волнует строителей, так это кадровая проблема. Грамотных специалистов в отрасли не просто очень мало, их единицы. Я даже общался с представителями специализированных вузов – вроде как выпускники есть и даже куда-то трудоустраиваются. С другой стороны, все те кандидаты, которых мы просматривали в последнее время, показали крайне низкий уровень компетенции. Так, мы уже давно не можем найти хорошего специалиста в ПТО. Смотрели молодежь, пытаясь обучить, смотрели и опытных людей: большинство проблем – это слабая техническая подготовка, низкая грамотность, нежелание работать. Многие не имеют навыков чтения строительных чертежей, не говоря уже о работе на специализированных программных комплексах, таких как «Гранд-Смета». По рабочим специальностям вообще дело плохо. Само отношение к работе часто наплевательское, люди не ценят работу и не дорожат ею. Квалифицированных специалистов фактически единицы, и их сложно найти. Как итог, на предприятии большая текучка и постоянный поиск квалифицированных работников.
Работы для нашей организации хватает. Мы работаем исключительно в Северодвинске, и организация себя полностью обеспечивает загрузкой. Действующих контрактов порядка десяти продолжительностью на три года непрерывной работы предприятия.
Владимир Немченя, генеральный директор ООО «Кондор-техно»:
– Сегодня в Архангельске достаточно хлопотно заниматься реконструкцией исторических зданий, приспособлением их под современные нужды. Учитывая все проблемы, начиная с согласовательной деятельности и до финансовых затрат, связанных с восстановительными работами, очень много времени занимает процесс реставрации, поиска специалистов и т. д. Требуются немалые затраты на длительный период до начала возврата денежных средств, в наш нестабильный век очень рискованно заниматься таким бизнесом. Власть и бизнес в Архангельской области – это как две планеты, каждый чиновник сморит, где и как он может заработать, учитывая свою должность и положение, а платить за все приходится бизнесу. Любой вопрос, требующий согласования с чиновником, с первого раза не решить, постоянно меняются условия или возникает необходимость в предоставлении все новых и новых документов и т. д. Уходит очень много времени на все – каким-нибудь вопросом занимается один чиновник, и он часто бывает то занят, то в отпуске, то в командировке, и вопрос бывает нерешенным в течение нескольких месяцев. Вот такая у нас бюрократия. Несмотря на это хочу сказать несколько добрых слов в адрес отдела государственной охраны объектов культурного наследия, возглавляемого Виталием Охремчуком, а также ведущего консультанта этого отдела Максима Яновича за оказанную помощь во время оформления восстановительных работ «Макаровских бань». И хотелось бы отметить, что с приходом в Министерство культуры министра Льва Вострякова ситуация изменилась в лучшую сторону, большую помощь при оформлении документов оказал заместитель министра Андрей Фомин. Но как бы худо ни было, я по жизни оптимист и всегда стараюсь выстроить планы на будущее, но с оглядкой назад. В голове вертится много различных предложений, по коммерческим соображениям говорить не буду, но планы на будущее всегда есть!
Владимир Артемьев, учредитель ООО «АКСК»:
– Те условия и требования, которые сегодня ставятся перед строителями и проектировщиками на местах, в муниципалитетах, исходят от поразительно неграмотных людей. Если в крупных муниципальных округах дело обстоит еще более-менее, там работа налажена годами, то в небольшие муниципалитеты в последнее время я уже даже и не выхожу. Неграмотность, дилетантизм тормозят развитие региональной стройки. Работа по муниципальным заказам превращается для строителей просто в пытку. Некорректно, неграмотно составлены сами требования. Они никак не привязаны к реалиям рынка, не привязаны к самому строящемуся объекту. И сроки, и ценовая политика, и какие-то гарантийные обязательства – каждым своим действием муниципалы усложняют строителям жизнь. Например, сейчас в муниципалитетах мне заявляют, что я, проектировщик, должен нести ответственность за объект еще и в период эксплуатации. Да на каком основании? Откуда они берут эти требования? Почему проектировщики должны отвечать за дальнейшую эксплуатацию?
рубрика:
Строительный округ
автор:
Максим Шумов