Кризисная реальность

Почти год назад для российской экономики началось очередное испытание на прочность, связанное с резким падением курса рубля. «Строительный Еженедельник» поинтересовался, как живется участникам рынка в новых условиях.

 

Михаил Медведев, генеральный директор ГК «ЦДС»:
– Честно говоря, непонятно: кризис то, что сейчас происходит, или не кризис? Кризис предполагает последующий отскок, увеличение оборота. А если это просто исходная ситуация, в которой надо работать, тогда это новая реальность. Кризис – это когда есть некая черта, ниже которой начинается развал компании. Но сегодняшний уровень спроса, рентабельности позволяют работать и строить планы без ожидания того, что резко вырастет цена на нефть, улучшится экономика и продажи пойдут в рост. Мне кажется, нынешние условия для ведения бизнеса – это надолго. Это как уровень воды в море: был выше – стал ниже. Но ничего страшного не произошло.

Елена Лашкова, генеральный директор группы компаний «ГЕОИЗОЛ»:
– Работы стало меньше, особенно это касается коммерческих контрактов. Свидетельством кризисных явлений стало банкротство крупных дорожно-строительных компаний. К сожалению, в сфере подрядных услуг финансовые проб­лемы одних компаний неизбежно влекут сложности для других. Считаем, что в период нестабильности нужно хорошо делать то, что знаешь и умеешь. Для нас это подземное и дорожное строительство, гидротехника, реставрация, гидроизоляция. Мы продолжаем расширять географию своего присутствия – сегодня «ГЕОИЗОЛ» работает в условиях Арктики, на объектах горного кластера Краснодарского края, в Сибири и на Дальнем Востоке, в Карелии, Москве и Московской области. Пожалуй, проще назвать места, где нас нет, чем регионы присутствия.

Мария Голубева, директор ООО «Донк», член совета директоров ГК «Единые решения»:
– По большому счету, кризис – это очень часто лишь оправдание для тех, кто по каким-то причинам не хочет или не умеет работать. На кризис можно списать все: и ошибки и откровенную недобросовестность. Понятно, что за последний год условия работы изменились, возникли дополнительные сложности. Однако тот кто хотел работать, приспособился. В чем-то можно отметить и положительные тенденции. Касательно строительной отрасли это прежде всего переориентация рынка труда на отечественного работника. Как оказалось, на просторах нашей родины есть достаточное количество вполне квалифицированных рабочих, зачастую превосходящих по своей квалификации «гастролеров» из ближнего зарубежья. Также положительно кризис, а вернее введенные против РФ санкции, начинает воздействовать на рынок отечественных стройматериалов. Я не имею в виду, что «железный занавес» является панацеей для российской экономики, однако в данных условиях явления, порожденные кризисом, как мне кажется, способны принести некоторую пользу.

Надежда Солдаткина, генеральный директор ООО «H+H»:
– Самый актуальный рецепт в кризис – работать еще лучше, еще собраннее и эффективнее, грамотно использовать внутренние ресурсы и командный потенциал. Мы стараемся по максимуму оптимизировать производство, занимаемся импортозамещением отдельных производственных состав­ляющих, совершенствуем клиентский сервис и сервис продаж. Продолжается и работа по улучшению технических характеристик нашей газобетонной продукции, мы и в кризис не прекращаем своих инновационных изысканий в этом направлении. Крайне важным для нас является участие в программах по строительству социального жилья, в первую очередь в Ленобласти. В июне этого года наша компания стала одним из первых участников соглашения о сотрудничестве, подписанном между правительством региона и областными предприятиями строительной индустрии. H+H будет поставлять газобетон по специальным ценам на объекты капитального строительства, включенные в государственные программы.

Федор Туркин, председатель совета директоров ГК «РосСтрой­Инвест»:
– Всем строителям сейчас непросто. Трудности крупных компаний связаны с масштабностью их проектов: спрос снизился, бюджетное финансирование сократилось или приостановилось, увеличение сроков строительства неизбежно ведет к росту накладных расходов и росту стоимости заемных средств. Маленьким компаниям трудно из-за их зависимости от тех, у кого они работают на субподряде. Чуть легче, с моей точки зрения, среднему бизнесу в силу его определенной самодостаточности и меньшей зависимости от внешних финансовых колебаний.
Никаких перемен в стратегии ГК «Рос­СтройИнвест» не произошло.
Мы запускаем новые проекты, берем на себя посильные обязательства и делаем все, чтобы выполнить их точно в срок и без потери качества. Именно такие действия помогают стабилизировать экономическую ситуацию в России.

Ян Фельдман, заместитель генерального директора по маркетингу компании Scavery:
– Все ощутили снижение спроса, особенно по сравнению с 2014 годом. Сейчас скорее стоит ориентироваться на показатели 2013 года. Но стоит отметить, что на рынке нет никакой паники, компании работают по намеченным планам. Наш объект «Моя крепость» в Шлиссельбурге строится по согласованным в начале года планам. Продажи идут, и ухудшения ситуации не ожидается, тем более программа ипотечного кредитования с государственной поддержкой работает достаточно активно. Люди все активнее рассматривают возможность приобретения жилья в Ленобласти не вблизи КАД, а 20-30-минутной доступности, но с более выгодными ценовыми предложения­ми и лучшей экологической обстановкой.  

Иван Романов, генеральный дирек­тор «Полис Групп»:
– Экономический кризис – это тест на прочность, который разные компании проходят с разными результатами. Как правило, с серьезными проблемами сталкиваются потенциально слабые игроки, которые ранее могли успешно работать за счет общего подъема рынка. В этом отношении кризис имеет оздоравливающее значение, отделяя неконкурентоспособных участников рынка от сильных.
Наша компания сегодня чувствует себя уверенно и не испытывает дефицита спроса. В кризис покупатели особо внимательны и доверяют свои средства только застройщикам, работающим в соответствии с законодательством и доказавшим свою способность строить качественно и в срок – потоки спроса концентрируются именно у таких компаний.
Сдача объектов «Полис Групп» проходит согласно планам. В этом году мы уже ввели в эксплуатацию два жилых дома и детский сад. Еще шесть объектов в разных районах сейчас готовятся к сдаче. Регулярно выходят на рынок новые корпуса в наших проектах, а на перспективу мы рассматриваем возможности освоения новых пятен под застройку.

Николай Гражданкин, начальник отдела продаж ИСК «Отделстрой»:
– Я бы называл это не кризисом, а, скорее, сложной экономической ситуацией. Особенно если сравнивать сегодняшнюю ситуацию с кризисом 2008-2009 годов, где был глубокий экономический спад и полное отсутствие ипотеки.
Для покупателя сейчас сложилось максимально благоприятное время для приобретения квартиры. Например, ставки по ипотеке на новостройки сейчас даже ниже, чем год назад. Застройщики предлагают интересные акции, варианты рассрочки и пр. Исчезли ажиотажные настрое­ния. Появи­лось время, чтобы спокойно и вдумчиво выбрать застройщика и жилой комплекс – можно объехать все строительные площадки, сравнивать, разговаривать с продавцами и не бояться, что резко повысятся цены.
В такие периоды рынок оздоравливается. Слабые строительные компании, которые недооценили свои возможности, у которых много кредитов и невыполненных инвестиционных обязательств перед городом, будут уходить. Сильные, наоборот, будут укрепляться. Компания «Отделстрой» работает в строительстве уже 21 год. Мы пережили несколько кризисов в стране и всегда сдавали свои дома вовремя. Сейчас мы завершаем возведение четвертого пуска третьей очереди «Нового Оккервиля» и крупнейшей школы на Северо-Западе, перешли в активную стадию строительства четвертой очереди.

Алексей Баринов, коммерческий директор ГК «Айдадом»:
– Для нашей компании текущая ситуация – это время больших возможностей. Рынок демонстрирует стагнацию и даже падение, а покупательская активность значительно ниже, чем в аналогичный период. Тем не менее благодаря хорошему темпу продаж ранее по проектам и досрочному достижению плановых показателей мы нашли возможность дать существенные скидки на земельные участки в поселках с высоким уровнем готовности. Размер скидки – 30%. По другим проектам также можно получить бонус до 24% от стоимости участка. Мы прогнозируем сохранение и даже рост количества сделок по нашей компании, правда, немного скорректировали этот рост в меньшую сторону с учетом рыночной ситуации.  Мы не останавливаем строительную активность по проектам, а наоборот, выводим подрядчиков на новые фронты работ. За счет этого, за счет более активных и продуманных действий в рекламе, а также прогнозируемого ухода с рынка слабых девелоперов мы планируем достичь роста и увеличить свою долю на рынке. К сентябрю мы планируем вывести еще и новые проекты, сведения о которых пока держим в секрете.

рубрика: Опрос
автор: Татьяна Александрова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.