Законодательный задел на осень
В ходе окружной конференции НОСТРОЙ по Санкт-Петербургу представители профессионального сообщества рассмотрели сразу несколько законопроектов, которые могут быть рассмотрены Госдумой РФ уже в осеннюю сессию. Реформа ждет механизм госзакупок подрядных работ в сфере строительства, а рекламная деятельность СРО будет отрегулирована.
В Санкт-Петербурге состоялась окружная конференция членов Ассоциации «Национальное объединение строителей» под руководством координатора Алексея Белоусова. На мероприятии присутствовали 30 из 32 саморегулируемых организаций. «Мы традиционно встречаемся в канун Дня строителя, чтобы подвести итоги работы строительного комплекса города», – открыл конференцию господин Белоусов.
Координатор зачитал доклад о реализации региональной «дорожной карты» по улучшению предпринимательского климата в сфере строительства. «К сожалению, в Санкт-Петербурге ситуация по количеству административных процедур и барьеров в строительстве оставляет желать лучшего», – отметил Алексей Белоусов. Он напомнил, что год назад в рамках ПМЭФ-2014 Агентство стратегических инициатив подводило итоги мониторинга субъектов РФ по уровню комфорта ведения деловой активности, и Петербург занял в этом списке предпоследнее место. В этом году ситуация поменялась (была изменена методология ведения рейтинга – прим. ред.), но и сейчас в городе насчитывается более сотни процедур, которые необходимо пройти строителям в процессе от получения аренды или покупки пятна и до выхода на строительную площадку. Застройщики вынуждены стоять в очередях в кабинеты чиновников, искать подходы, договариваться. Но в итоге эти процедуры все равно занимают около 1500 дней, то есть более трех лет. Зарегулированность отрасли ведет к тому, что члены СРО не получают тех денег, которые могли бы заработать, принимая участие в конкурсах на подряд.
Расставляя нормы
В первую очередь «дорожная карта» направлена на градостроительное нормирование, пояснил Алексей Белоусов. Полтора года назад были приняты Региональные нормативы градостроительного проектирования, которые определили, какой объем социальных объектов и дорог должен быть предусмотрен в рамках возводимого жилья. Эти нормы во многом не устроили застройщиков, в первую очередь в связи с вопросом строительства социальных объектов, которые девелоперы вынуждены были, по сути, возводить самостоятельно. Позже РНГП стали утверждаться не городским законом, а постановлением правительства города, что дало застройщикам возможность прописать в «дорожной карте» свое видение этих норм. В частности, застройщики предложили увеличить норматив жилобеспеченности с 28 «квадратов» на человека до 32. Этот показатель учитывает плотность жителей в новых домах – чем больше норма, тем меньше плотность, а следовательно, и меньше объемы социальной инфраструктуры.
Не устроило застройщиков и прописанное в РНГП нормирование по принципу «одной гребенки». Профсообщество настаивает, чтобы при разработке норм учитывалась специфика территорий – состав населения, плотность и особенность застройки. «В нашем предложении по корректировке РНГП мы выделили зоны исторического центра, массовой застройки и зону неосвоенных территорий. Понятно, что нормативы в этих зонах должны отличаться – если в центре жилобеспеченность доходит до 40 кв. м, то на неосвоенных территориях, тут мы согласимся с КГА, норма должна быть 28 кв. м или даже меньше, – поясняет господин Белоусов. – Нам Смольный дал время до 3 августа, к этому сроку мы окончательно сформулируем и внесем наши предложения».
Еще одним разделом «дорожной карты» стало сокращение количества административных процедур в рамках согласования проектов планировки территорий. По словам Алексея Белоусова, на данный момент это самое бюджетное с точки зрения материальных и временных затрат мероприятие. Координатор рассказал, что правительство города пообещало внести в постановление № 438 о взаимодействии органов власти при подготовке ППТ норму, согласно которой КГА должен стать «единым окном», куда бы застройщики обращались за согласованием проектов планировки. Все процессы предлагалось запараллелить – комитет сам должен был рассылать документацию по ведомствам и собирать утвержденные акты. В этом случае сократились бы как минимум 12 процедур, каждая из которых длится по 30 дней. Однако такая схема работы КГА в постановление так и не была включена, и теперь застройщики снова выступают с такой инициативой в рамках «дорожной карты».
Законы в помощь
На окружной конференции были затронуты и вопросы совершенствования законодательства, напрямую или косвенно влияющие на деятельность саморегулируемых организаций. Так, заместитель исполнительного директора НП «Межрегиональное объединение организаций железнодорожного строительства» Алексей Степаненко рассказал о концепции нового федерального законопроекта «О закупках подрядных работ в сфере строительства для государственных и муниципальных нужд, а также нужд отдельных юридических лиц». Закон призван отрегулировать отношения, связанные с закупкой для госнужд подрядных работ по выполнению инженерных изысканий, проектирования, строительства, реконструкции, капремонта. Среди целей закона – обеспечение эффективности закупок подрядных работ, обеспечение гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращение коррупции.
Как рассказал господин Степаненко, законопроект прошел три стадии общественного обсуждения и собрал все возможные замечания. Сейчас концепция поступила в комитет Госдумы по земельным отношениям и строительству и одновременно проходит экспертизу НОСТРОЙ. Предполагается, что на рассмотрение Госдумы законопроект выйдет в рамках осенней сессии. «Законопроект очень важен именно для строительной отрасли, – говорит господин Степаненко. – Есть ряд моментов, которые упущены в № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, о закупках госкорпораций». Это вопрос формирования начальной и минимальной цены контракта, особенности заключения договоров строительного подряда, обоснования для снижения цены в конкуретной среде и многое другое.
По словам эксперта, уже получено заключение ФАС и Минэкономразвития по концепции. «В целом реакция неоднозначная – ведомства согласны с тем, что в процедуре госзакупок надо что-то менять, но они возражают против отдельного законопроекта. Логика федералов такая: если мы примем отдельный акт, тогда для каждой отрасли придется выпускать по отдельному закону о закупках», – рассказал господин Степаненко. По его словам, программа-максимум у инициаторов законопроекта – оформить закупки в строительстве в отдельный закон. Программа-минимум – включить отдельное положение в 44-й и 223-й федеральные законы.
Эксперт добавил, что 5 августа в рамках мероприятий ко всероссийскому Дню строителя пройдет круглый стол, посвященный типовым контрактам в строительстве. Там, помимо прочего, состоится обсуждение этого закона с участием разработчиков, представителей госкорпораций, депутатов. Он пригласил членов окружной конференции поучаствовать в обсуждении инициативы.
Без рекламы на столбах
Еще одной законодательной новеллой, которую члены окружной конференции приняли к сведению, стало предложение дополнить № 38-ФЗ «О рекламе» отдельной статьей, посвященной рекламе деятельности саморегулируемых организаций. Дмитрий Желнин, заместитель руководителя аппарата НОП, рассказал, что в настоящее время федеральный закон не содержит норм, регулирующих распространение рекламы деятельности СРО. Вместе с тем сегодня на рынке консультационных услуг появилось большое количество компаний, предлагающих упрощенный порядок вступления в СРО, возможность оформления допусков с рассрочкой членских взносов и сезонных допусков. Проще говоря, рынок переполнен рекламой «коммерческих» СРО и их посредников. «По простому запросу в «Яндексе» о покупке допуска вываливается миллион ссылок на соответствующие ресурсы. Все наши попытки обратить на это внимание правоохранительных органов и ФАС ни к чему не привели», – сетует господин Желнин. Чтобы очистить информационное поле от недобросовестной рекламы, разработчики предлагают следующее: рекламировать свои услуги СРО должны только своими силами. Любая посредническая деятельность будет запрещена. Сами рекламные материалы будут включать в себя наименование саморегулируемой организации, сведения о включении СРО в госреестр (в том числе дата включения и регистрационный номер записи) и, наконец, адрес сайта СРО в Интернете с включением доменного имени, право на который принадлежит СРО. Помимо этого, предлагается установить общий для всех СРО запрет на рекламу условий вступления в организацию, условий получения допусков и информацию о членских взносах. Ожидается, что законопроект также будет подан на рассмотрение парламентариев в осеннюю сессию. Несколько депутатов уже согласились вынести его от своего имени.