Зарубежный опыт
Что касается зарубежного опыта в работе с арендными ставками в торговых центрах, то в Европе, например, преимущественно используется комбинированная процентная ставка, состоящая из пониженной фиксированной величины и процента при превышении товарооборота, рассказывает Анастасия Балмочных, руководитель отдела торговых площадей компании Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге.
«Европейские арендаторы платят в среднем 11% от товарооборота: минимальный процент (1-2%) платят якорные арендаторы и продуктовые супермаркеты, а максимальную (13‑16%) – магазины по продаже аксессуаров и развлекательная составляющая торгово-развлекательного комплекса. В США процентное соотношение примерно такое же – «якоря» платят порядка 1-2%, а операторы развлекательных услуг – около 9%. Однако средняя процентная ставка по объекту ниже, чем в Европе, – на уровне 5,5%.
В России переменная доля для гипермаркетов обычно составляет 2,5-4% от оборота, для магазинов одежды и обуви – 12-15%, для ювелирных марок – 13-15%», – делится данными госпожа Балмочных.
По словам Дмитрия Золина, управляющего директора сети бизнес-центров «Сенатор», в Европе в торговой недвижимости наиболее распространен процент от оборота. «Но в последнее время магазины оказались в довольно сложном положении: большую конкуренцию им стали создавать интернет-магазины. Так как договоры аренды на Западе заключаются на длительный срок (и без возможности корректировки в одностороннем порядке), то проценты от продаж неумолимо падают, а сами магазины начинают терять свою функцию и превращаются, скорее, в шоу-румы», – рассказывает господин Золин.
рубрика:
Коммерческая недвижимость
автор:
Андрей Семериков