Цена вопроса

Услуги управления и эксплуатации торговых комплексов стоят в пределах 10% от суммы собираемых арендных платежей. Елена Кислицына, директор по организации управления отдела управления торговой недвижимостью Jones Lang LaSalle, поясняет: «Стоимость услуг управляющей компании в целом включает две составляющие: прямые расходы, понесенные управляющей компанией в связи с оказанием услуг, и вознаграждение управляющей компании. В зависимости от объема предоставляемых услуг в прямые расходы входит (приведена укрупненная деталировка): заработная плата управленческого персонала (PM услуги); заработная плата технического персонала (FM услуги); стоимость услуг подрядных организаций по технической эксплуатации и обслуживанию объекта (клининг, охрана, лифты/эскалаторы/траволаторы и т. п.); расходы на запасные части, расходные материалы, ин­струменты и приспособления; прочие расходы. В вознаграждение управляющей компании, как правило, входят косвенные расходы, понесенные ею в связи с оказанием услуг, и прибыль. В целом в зависимости от характеристик объекта и объема работ стоимость услуг управляющей компании может значительно варьироваться». Екатерина Лапина, директор департамента коммерческой недвижимости АРИН, говорит, что услуги управления и эксплуатации торговых комплексов стоят в пределах 10% от суммы собираемых арендных платежей. Светлана Шалаева, директор по исследованиям и консалтингу в недвижимо­сти ГК «Аверс», подтверждает эту практику: «Astera, например, предлагает услуги под 10% от уровня месячной аренд­ной платы. По имеющимся сведениям, это распространенная на рынке практика». Владимир Стукан, генеральный директор ROSS Group, говорит об ином подходе к расчету стоимости услуг: «Мы рассчитываем стоимость своих услуг в процентах от чистого операционного дохода объекта (NOI). В зависимости от величины NOI стоимость услуг может колебаться в пределах от 7 до 2%. Причем чем больше NOI, тем меньше, как правило, берется процент». Борис Мошенский, генеральный директор компании Maris/Part of the CBRE Affiliate Network, полагает, что развитие рынка коммерческого управления как в целом, так и по отдельным сегментам будет зависеть в основном от прихода на наш рынок ин­ституциональных инвесторов, которые, покупая коммерческие объекты (торговые центры, бизнес-центры, логистические комплексы), передают их в полное коммерческое управление, так как сами никогда не занимаются этим. «На сегодняшний день большинство объектов, по­строенных в нашем городе, принадлежат тем девелоперам и собственникам, которые их и строили. И как правило, последние предпочитают заниматься управлением самостоятельно, отдавая на аутсорсинг лишь отдельные виды или составные части работ, например брокеридж или техническую эксплуатацию», – резюмирует он.
рубрика: Управление
автор: Роман Русаков
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.