Госзаказ проведут через закупки
1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который придет на смену существующему № 94-ФЗ. Эксперты говорят о том, что в отношении строительной отрасли новый закон несовершенен и требует значительной доработки.
Как сообщил Сергей Русин, председатель Комитета по государственному заказу Петербурга, по данным на 1 октября, город заключил госконтракты на сумму 86 млрд рублей, что превысило показатели прошлого года. «В 2011 году было заключено контрактов на строительство на общую сумму почти 127 млрд рублей. Наиболее крупными заказчиками выступали Комитет по развитию транспортной инфраструктуры, затративший 46 млрд рублей, а также Комитет по строительству – более 34 млрд рублей. В 2012 году сумма госзаказа была равна 80 млрд рублей», – добавил Сергей Русин.
Тем не менее участники строительного рынка и власти отмечают, что ситуация с госзаказом в строительной сфере в Петербурге сегодня, мягко говоря, не идеальна. По словам заместителя руководителя Петербургского УФАС Романа Лучникова, ежедневно антимонопольная служба получает по 20-30 жалоб на размещенные госзаказы, касающиеся строительства.
По мнению Льва Каплана, вице-президента, директора «Союзпетростроя», в существующем законодательстве о контрактной системе очень мало внимания уделено малому и среднему бизнесу. Сегодня такие компании выполняют только около 1,5% заказов, размещаемых городом.
По мнению Льва Каплана, новый 44-ФЗ способен изменить сложившуюся ситуацию, так как предусматривает, что 15% от всего объема заказов предназначены для компаний малого и среднего бизнеса. Это либо объекты на суммы до 20 млн рублей, либо указание в контрактах крупных застройщиков предусматривать участие малого и среднего бизнеса в выполнении работ.
Лев Каплан подчеркнул, что основным минусом данного закона является то, что в нем под одну черту подведены закупки лекарств, мебели и подрядных работ и т. д. «Мы настаивали на том, чтобы подрядные работы были выделены отдельно», – отметил он.
Юрий Агфонов, директор ассоциации предприятий дорожного комплекса Санкт-Петербурга, отметил, что 44-ФЗ должен стать четким и понятным для заказчиков и подрядчиков, но пока он далек от этого. Новый закон предписывает, что необходимо подготовить 93 подзаконных акта, чтобы он заработал. Пока есть только два постановления правительства РФ, а закон вступает в силу с 1 января 2014 года.
Основная главная проблема, которая осталась неизменной в новом законодательстве, по мнению Юрия Агафонова, касается антидемпинговых мер. В ст. 37 44-ФЗ прописано, что если компания выходит на тендер и предлагает понижение цены больше 25%, то необходимо представить банковскую гарантию в 1,5 раза выше стартовой стоимости.
«Мы же считаем, что нужно изменить этот пункт так: если компания дает понижение цены на тендере свыше 10%, то надо представить расчет обоснования понижения цены. Также мы настаиваем на возвращении страхования в плане обеспечения, кроме банковской гарантии», – отметил Юрий Агафонов.
Он добавил, что подготовлен проект постановления правительства РФ, в котором в том числе прописано, что контракты до 500 млн рублей по дорожному строительству должны проходить только на электронном аукционе. Заказ на такую сумму составляет до 80% в дорожной отрасли. По мнению господина Агафонова, если этот пункт останется, то дорожная отрасль развалится.
Михаил Демиденко, председатель Комитета по строительству, согласен, что в отношении строительной отрасли в новом ФЗ нужно сделать конкурсные процедуры, чтобы заказчик имел возможность оценивать квалификационные характеристики потенциальных участников.
По его словам, демпинг должен составлять максимально 13,5%, а все остальное находится за пределами здравого смысла. «А если закон противоречит здравому смыслу, то его надо менять», – философски заметил Михаил Демиденко.
рубрика:
Жилье
автор:
Екатерина Костина