Ипотека для бизнеса

Коммерческая ипотека есть практически в каждом банке Петербурга. Однако растет этот сегмент намного медленнее, чем ипотека на жилье. Спросом, как правило, пользуются кредиты на покупку производственных, складских и торговых площадей. Объемы ипотечного кредитования коммерческой недвижимости, по данным участников рынка, медленно, но растут. Дмитрий Григорович, управляющий Северо-Западным филиалом МТС Банка, считает, что спрос в том числе стимулирует программа КУГИ Петербурга, в рамках которой арендаторам предлагается выкупать коммерческие помещения по цене ниже рыночной. «Коммерческая ипотека – это та часть портфеля, которая подлежит наименьшей амортизации, поэтому финансовые учреждения придают все большее значение развитию продуктов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», – рассказывает Антон Горнушкин, заместитель управляющего Абсолют Банка в Санкт-Петербурге. По словам Георгия Арешкина, заместителя управляющего филиала «Петербург­ский» банка «ЗЕНИТ», объем портфеля банка «ЗЕ­НИТ» по продукту «Кредит на недвижимость» на текущий момент составляет около 15% от общего кредитного портфеля МСБ. Объем кредитов, предоставленных на приобретение коммерческой недвижимости, увеличился по сравнению с 2012 годом в 3,5 раза, констатирует господин Арешкин. В общем объеме кредитного портфеля филиала Абсолют Банка в Санкт-Петербурге доля коммерческой ипотеки занимает 25%, говорит Антон Горнушкин. Однако несмотря на развитие предложения, спрос на коммерческую ипотеку растет довольно медленными темпами. По словам Ильи Злуницына, регионального директора Северо-Западной дирекции Росбанка, со стороны крупного бизнеса основной спрос приходится на склады и производственные площади до 3 тыс. кв. м. «Также востребованы торговые площади до 1 тыс. кв. м. Малый и средний бизнес предпочитает покупать торговые точки площадью до 250 кв. м. Ряд компаний, которые предполагают сдачу купленных помещений в аренду, ориентируются на покупку больших площадей с последующим их дроблением на более мелкие», – рассказывает эксперт. Альберт Харченко, генеральный директор East Real, добавляет, что коммерческая ипотека чаще всего используется при покупке встроенных помещений. «Это связано с тем, что сумма кредита ограничена 30-60 млн рублей, что недостаточно, например, для покупки бизнес-центра», – поясняет эксперт. По оценкам Александра Веселова, директора по развитию ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate, наиболее привлекательным активом для инвестирования являются торговые помещения формата street retail, так как это стабильные объекты, позволяющие получать регулярный доход и снизить риски заемщика. Эксперты единодушны во мнении, что коммерческая ипотека – одно из перспективных направлений ипотечного кредитования. «Как правило, по мере развития бизнеса собственники приходят к необходимости приобретения тех или иных активов, в том числе недвижимости. Поэтому со стороны компаний, чей бизнес успешен и развивается, можно прогнозировать устойчивый спрос на этот продукт», – полагает Георгий Арешкин. Альберт Харченко считает, что альтернативой коммерческой ипотеке может стать лизинг коммерческой недвижимости. «Этот механизм пока не очень распространен на российском рынке и в основном работает как механизм «очистки балансов банка», – рассуждает господин Харченко. – Преимуществом лизинговой схемы является возможность покупки объекта недвижимости без оформления кредита, что очень удобно, если в силу каких-либо причин невозможно поставить прямой долг на покупателя, также лизинг позволяет существенно сэкономить на ряде налогов».
рубрика: Финансы и страхование
автор: Андрей Семериков
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.