Александр Шабасов: «У нас много памятников культуры, на реконструкцию которых необходимы миллиарды»
Александр Шабасов, руководитель Северо-Западаной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Министерства культуры РФ, в интервью корреспонденту газеты «Строительный Еженедельник» Лидии Горборуковой рассказал об итогах работы ведомства в 2013 году, а также о планах по новому строительству и реконструкции объектов в 2014 году.
– В 2013 году была введена в эксплуатацию вторая сцена Мариинского театра. Завершился ли сам проект этой датой?
– 1 мая этого года объект был введен в эксплуатацию и на данный момент успешно функционирует. До конца 2013 года мы завершаем все юридические процедуры, в результате которых Мариинка-2 получит все права на здание и землю и возможность полноценно вести всю хозяйственную деятельность.
– Какие работы осталось завершить по Большому драматическому театру им. Г.А. Товстоногова, открытие которого намечено на 27 мая 2014 года?
– Задача открыть театр в День города Петербурга поставлена перед нами Министерством культуры РФ и Администрацией Президента России. Мы придерживаемся именно этого графика. Сегодня на объекте завершены все реставрационные работы по лит. А. Заканчиваются работы по остальным литерам театра в части инженерного оборудования и пусконаладочных работ. Сейчас в экспертизе находится проект корректировка проектно-сметной документации решений по техническому перевооружению БДТ, включая сценическое оборудование Малой и Большой сцен театра. Конкурс на эту часть работ мы планируем объявить в конце декабря этого года.
– В чем заключалась основная причина продления сроков реконструкции БДТ?
– Одна из сложностей работы с объектами культуры и искусства заключается в том, что полноценное обследование несущих конструкций и инженерного оборудования этих зданий можно проводить только в условиях, когда объект не эксплуатируется. К тому же в соответствии с федеральной целевой программой вначале закладывается финансирование по объекту без проведения обследований и изысканий, а потом уже проводится конкурс на эти работы. В итоге настоящая картина по объему работ в рамках реконструкции появляется тогда, когда схема финансирования проекта уже запущена, и после выхода на площадку и вскрытия штукатурки появляется необходимость корректировки ранее принятых решений. Вот и получается, что в ФЦП зафиксирована одна статья расходов, а по результатам обследования, проведенного уже после конкурса, она может быть иной.
При реконструкции БДТ это и произошло: уже после допуска строителей к конструктиву здания было обнаружено, что его несущая способность весьма ограничена. Это повлекло за собой внесение изменений в проектную документацию. Появилась необходимость получения дополнительных средств из бюджета РФ, проведения еще одной Госэкспертизы, заключения нового контракта на выполнение откорректированных работ. Естественно, все это сказалось как на сроках, так и на объемах финансирования.
– Когда могут быть начаты работы по реконструкции консерватории им. Римского-Корсакова?
– Конкурс на выполнение строительно-монтажных работ может быть объявлен в I квартале 2014 года. Сейчас главное получить положительное заключение Главгосэкспертизы на проектно-сметную документацию, чтобы четко понять, какие разделы и в каком объеме могут быть профинансированы из бюджета. Мы не должны забывать, что здание консерватории совмещает в себе образовательную и театральную функции. Именно с этим связан спектр работ, которые нужно выполнить. Помимо строительно-монтажных работ в отношении конструктива здания, обновления его фасада, требуется реставрация внутренних помещений, применение технологических решений по реконструкции общепита, библиотеки, сценического оборудования, внутреннего убранства интерьеров и т. д. Все должно соответствовать требованиям противопожарной безопасности, энергоэффективности и прочим строительным и эксплуатационным нормам, а также законной деятельности высшего образовательного учреждения.
Перед началом работ по реконструкции нужно решить две важных задачи: это расселение 11 жильцов, проживающих в консерватории с 1960-х годов, а также переезд консерватории на период строительно-монтажных работ. Уже есть совместное решение Минкультуры РФ и Минобороны РФ, согласно которому на время реставрации консерватория переедет в бывший Военно-транспортный университет на ул. Глинки, 2. Дирекции в безвозмездное пользование передано 9 тыс. кв. м площади в этом здании. Сейчас идет подготовка этой площади для переезда, который мы планируем осуществить летом 2014 года, во время летних каникул. Уже сформировано техническое задание на создание проекта по капитальному ремонту и объявлен конкурс на поиск проектной организации. Имя подрядчика станет известно в начале 2014 года. На создание проекта победителю отводится 1,5-2 месяца. Важно разместить корректно учебные классы в соответствии с их логистикой, требованиями по звукоизоляции, степени освещенности. Кроме того, еще есть требования по организации общепита, библиотеки и т. д.
– Когда может быть представлен на обсуждение общественности проект нового здания Малого драматического театра – Театра Европы?
– Победитель конкурса – ЗАО «Театрально-декорационные мастерские» – должен сделать проект за 1,5 года. Процесс проектирования только начался. На этом этапе идет разработка концепции, работа с профессиональным сообществом, интеграция нового объекта с существующим историческим зданием Семеновского полка с участием больших мастеров М. Мамошина и А. Боровского. Параллельно дирекция занимается решением имущественно-правовых вопросов. Я думаю, что уже к весне 2014 года мы получим скомпанованые решения будущего театра. В это же время начнется обсуждение проекта в Министерстве культуры РФ, профильными комитетами Администрации Петербурга и общественностью.
– Какие еще объекты, находящиеся в ведомстве Северо-Западной дирекции, будут реконструироваться по ФЦП «Культура России» в 2014 году?
– Продолжится реставрация и приспособление под современное использование объектов Ораниенбаума, историческое наследие которого составляют 39 зданий. В конце октября были подведены итоги конкурса на завершение реставрации и приспособления Большого Меншиковского дворца. Его реконструкция была начата в 2000-х годах, но из-за прекращения финансирования не была завершена. Объем работ по комплексу объектов составляет около 4 млрд рублей. Другое дело, что всех денег в бюджете нет. С другой стороны, у нас много памятников культуры, на реконструкцию которых необходимы миллиарды. Все в свое время. Финансирование по Большому Меншиковскому дворцу заложено до 2018 года. Но статьи бюджета еще будут подвержены корректировке с точки зрения ежегодных денежных потоков.
Еще одним историческим памятником, где будут продолжены работы Северо-Западной дирекции в 2014-2015 годах, являются Соловки. В этом году мы закончили реконструкцию материально-технического комплекса. Сейчас мы проводим аукцион на строительно-монтажные работы на строительство Музея Соловков. Его итоги будут известны в середине декабря этого года. В 2014 году мы проведем конкурс на реконструкцию (приспособление) и реставрацию гостиницы «Преображенская».
– Какой общий объем средств будет выделен Северо-Западной дирекции из федерального бюджета на 2013-2014 годы?
– Согласно ФЦП «Культура России» в 2013 году Северо-Западной дирекции выделено 3,2 млрд рублей. В 2014 году эта цифра составит 2,8 млрд рублей. Однако точные цифры по объектам будет известны после корректировки ФЦП, в результате которой произойдет оптимизация статей расходов. Например, финансирование самой реконструкции (приспособления) консерватории им. Римского-Корсакова должна начаться в 2014 году, после ее переезда. Ранее СМР по этому объекту были запланированы на 2013 год. Деньги этого года были перенаправлены на Ораниенбаум. Или пример, который касается объектов острова Соловки. На 2014 год было частично заложено финансирование реконструкции гостиницы и музея. После нашего обоснования Министерство культуры приняло решение в 2014 году профинансировать реконструкцию музея, а уже в 2014 году внести в статьи расходов гостиницу. Кроме этого, с 2015-го на 2014 год перенесено 72 млн рублей на проектирование центра музейных коллекций Этнографического и Русского музеев. Концептуальные решения по данному проекту сейчас обсуждается c властями, профессиональным сообществом и общественными организациями.
– На какой стадии сейчас находится работа по проведению обследования Большого Санкт-Петербургского государственного цирка? Когда может начаться реконструкция этого объекта?
– Нам понадобилось четыре месяца, чтобы подготовить согласованное техническое задание с руководством цирка. Во главу угла ставится безопасность людей, сохранение объекта как культурного наследия и возможное техническое совершенствование цирка, добавление ему новых возможностей. Сейчас обсуждаем изменение геометрии амфитеатра, зонирования зрительного зала, оптимизацию функциональных помещений и т. д.
В действующем цирке ОАО «КБ высотных и подземных сооружений» проводит техническое обследование несущих и ограждающих конструкций. Особое внимание уделяется состоянию фундамента и купола. Уже проведены лабораторные исследования металла купола на определение его прочности и несущей способности. Обсуждается вопрос о том, как реконструировать купол: сделать монолитную основу или создать второй купол поверх существующего и т. д. Параллельно город разрабатывает историко-культурную экспертизу: определяет статус здания и предметы охраны. Северо-Западная дирекция по этому объекту выполняет функции технического консультанта и технического надзора. Наша задача – координировать усилия администрации цирка, действия подрядчиков и помогать городу.
К февралю 2014 года мы будем понимать весь объем работ по архитектурно-планировочным решениям, которые точно будут коррелироваться и с предметами охраны, и с требованиями современных норм эксплуатации здания. Далее проект будет направлен в соответствующие экспертизы. И по нашим планам в марте 2014 года может быть объявлен конкурс на строительно-монтажные работы.
рубрика:
Интервью