Вопрос номера
Правительство РФ заявило о своей готовности создавать инженерную инфраструктуру участков в рамках крупных проектов КОТ, в случае если девелоперы обязуются продать половину введенного жилья по цене не выше 30 тыс. рублей за 1 кв. м. Сможет ли правительство решить проблему доступности жилья таким образом?
Ирина Ирбитская, директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС:
– Это лишь один из правительственных инструментов повышения доступности жилья, и сам по себе он, разумеется, проблему не снимет. Ведь доступное жилье – это не только стоимость квадрата. Тут должно подразумеваться и создание арендного жилья, некоммерческого найма, создание ведомственного и социального жилья для врачей, учителей и ученых. Кроме «инженерии» застройщику такого жилья важно безвозмездно предоставлять земельные участки и предусмотреть налоговые льготы. Кроме того, доступность жилья подразумевает низкую стоимость его эксплуатации.
Андрей Вересов, генеральный директор АН «Новый Петербург»:
– Реальность данной схемы нужно тщательно просчитывать. Если создание инженерной инфраструктуры в проекте КОТ будет способствовать его реализации, а девелопер с остальной части жилья получит прибыль, то тогда это может сыграть важную роль в обеспечении жильем населения. Тут важны составляющие, позволяющие снизить себестоимость строительства: низкая цена земли для девелопера, использование технологий эконом-класса в домостроении и т. д.
Павел Лушин, исполнительный директор Межрегионального объединения строительных компаний:
– Предложение хорошее, и какой-то положительный эффект на жилищную политику эта инициатива оказать может, но в глобальном плане улучшения ситуации с жильем для бюджетников ждать не стоит. Возможно, есть ряд компаний, специализирующихся на жилье эконом-класса, которые смогут «вписаться» в эти параметры и реально выдать на рынок пул квартир по такой низкой стоимости. Но большая часть крупных застройщиков строит гораздо дороже, и переходить в другой класс жилья даже с бесплатной инженерной подготовкой им неинтересно.
Олег Барков, генеральный директор Hansa Group:
– Этот вопрос нужно адресовать представителям строительного бизнеса на региональных рынках, поскольку, как мне кажется, эта инициатива нацелена именно на периферийные рынки жилищного строительства. Например такие города, как Самара, Пенза, Орел и т. д. Эти меры реально могут подстегнуть региональных девелоперов. В Петербурге и Москве же строить по таким ценам нереально. Эта история не про нас.
Сергей Иванов, директор по строительству ГК «Прок»:
– Идея в целом неплохая, но самим строителям, если они примут для себя такую схему, нужно будет очень тщательно просчитывать экономику своих проектов. Ведь затраты на инфраструктуру могут очень сильно разниться – это зависит от готовности и расположения головных источников. Если они находятся близко и вопрос с инженерией решается просто, то, отдавая 50% жилья по себестоимости, застройщик может действовать себе во вред. В Петербурге, например, я сомневаюсь, что бизнес будет участвовать в таких схемах взаимодействия.
Лев Марголин, директор по строительству компании Mirland Development Corporation:
– Очевидно, что обеспечить объект инженерией, транспортом, социальной инфраструктурой без помощи власти невозможно. Предположить, однако, что девелоперы согласятся на подобные условия, трудно. Цена слишком неконкурентоспособна. Но застройщик действительно может ввести ценовую «отсечку» по стоимости 1 кв. м для конечного потребителя. Не факт, что она будет укладываться в рамки 30 тыс. рублей, однако подобная модель может «выстрелить». Хотелось бы, чтобы была найдена золотая середина в ходе переговоров с властями.
Ирина Ирбитская, директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС:
– Это лишь один из правительственных инструментов повышения доступности жилья, и сам по себе он, разумеется, проблему не снимет. Ведь доступное жилье – это не только стоимость квадрата. Тут должно подразумеваться и создание арендного жилья, некоммерческого найма, создание ведомственного и социального жилья для врачей, учителей и ученых. Кроме «инженерии» застройщику такого жилья важно безвозмездно предоставлять земельные участки и предусмотреть налоговые льготы. Кроме того, доступность жилья подразумевает низкую стоимость его эксплуатации.
Андрей Вересов, генеральный директор АН «Новый Петербург»:
– Реальность данной схемы нужно тщательно просчитывать. Если создание инженерной инфраструктуры в проекте КОТ будет способствовать его реализации, а девелопер с остальной части жилья получит прибыль, то тогда это может сыграть важную роль в обеспечении жильем населения. Тут важны составляющие, позволяющие снизить себестоимость строительства: низкая цена земли для девелопера, использование технологий эконом-класса в домостроении и т. д.
Павел Лушин, исполнительный директор Межрегионального объединения строительных компаний:
– Предложение хорошее, и какой-то положительный эффект на жилищную политику эта инициатива оказать может, но в глобальном плане улучшения ситуации с жильем для бюджетников ждать не стоит. Возможно, есть ряд компаний, специализирующихся на жилье эконом-класса, которые смогут «вписаться» в эти параметры и реально выдать на рынок пул квартир по такой низкой стоимости. Но большая часть крупных застройщиков строит гораздо дороже, и переходить в другой класс жилья даже с бесплатной инженерной подготовкой им неинтересно.
Олег Барков, генеральный директор Hansa Group:
– Этот вопрос нужно адресовать представителям строительного бизнеса на региональных рынках, поскольку, как мне кажется, эта инициатива нацелена именно на периферийные рынки жилищного строительства. Например такие города, как Самара, Пенза, Орел и т. д. Эти меры реально могут подстегнуть региональных девелоперов. В Петербурге и Москве же строить по таким ценам нереально. Эта история не про нас.
Сергей Иванов, директор по строительству ГК «Прок»:
– Идея в целом неплохая, но самим строителям, если они примут для себя такую схему, нужно будет очень тщательно просчитывать экономику своих проектов. Ведь затраты на инфраструктуру могут очень сильно разниться – это зависит от готовности и расположения головных источников. Если они находятся близко и вопрос с инженерией решается просто, то, отдавая 50% жилья по себестоимости, застройщик может действовать себе во вред. В Петербурге, например, я сомневаюсь, что бизнес будет участвовать в таких схемах взаимодействия.
Лев Марголин, директор по строительству компании Mirland Development Corporation:
– Очевидно, что обеспечить объект инженерией, транспортом, социальной инфраструктурой без помощи власти невозможно. Предположить, однако, что девелоперы согласятся на подобные условия, трудно. Цена слишком неконкурентоспособна. Но застройщик действительно может ввести ценовую «отсечку» по стоимости 1 кв. м для конечного потребителя. Не факт, что она будет укладываться в рамки 30 тыс. рублей, однако подобная модель может «выстрелить». Хотелось бы, чтобы была найдена золотая середина в ходе переговоров с властями.
рубрика:
События