«Новокрестовский» поход
Смольный объявил конкурс стоимостью 30,237 млрд рублей на строительство зеленой ветки метро от «Приморской» до «Беговой» (рабочее название – «Улица Савушкина») включая станцию «Новокрестовская». Итоги тендера подведут 22 сентября, а объекты нужно будет построить за рекордный срок – до 28 февраля 2018 года. Тем временем работы на объекте уже идут без конкурса.
Заявки принимаются до 10 сентября, предквалификационный отбор назначен на 17 сентября. Итоги конкурса подведут 22 сентября 2015 года. Подрядчик должен завершить работы в рекордный срок – до 28 февраля 2018 года. Сжатые сроки работ связаны с тем, что летом 2018 года Россия будет принимать чемпионат мира, часть матчей которого пройдет на новом стадионе на Крестовском острове.
Согласно конкурсной документации строительная длина участка составляет 5,8 км. В состав новой ветки входят станции «Новокрестовская» и «Беговая» с возможностью оборота и ночной стоянки шестивагонных составов. Станция «Новокрестовская» будет располагаться на намывной территории в западной части Крестовского острова, станция «Беговая» – южнее пересечения ул. Савушкина и Туристской ул. Право создать намыв на Крестовском острове в конце 2014 года за 2,3 млрд рублей получило ООО «Интэкс», входящее в группу «Сумма» бизнесмена Зиявудина Магомедова.
И «Новокрестовская», и «Беговая» являются станциями мелкого заложения (аналог габарита – станция «Автово»). Их строительство будет вестись открытым способом. В КРТИ Петербурга отметили, что «Новокрестовская» – единственная станция в Петербурге, на которую выделяет деньги федеральный бюджет. Сумма предоставленных средств составит 14,5 млрд рублей.
Эксперты неоднократно заявляли, что выполнить такой большой объем строительных работ за два года проблематично. По данным участников рынка, чтобы построить «Новокрестовскую» к чемпионату мира в 2018 году, работы нужно было начинать в 2013 году. Впервые с таким письмом к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко год назад обратился руководитель Тоннельной ассоциации России Николай Кулагин, который более 20 лет был главой компании «Ленметрогипротранс» в Петербурге.
Подрядчика планировали выбрать еще прошлой весной, но конкурс не состоялся. Петербургские СМИ пишут, что Смольный решил «подстраховаться» в данной ситуации и был вынужден разрешить ОАО «Метрострой» выйти на объект без конкурса. Компания занималась сооружением котлована на Туристской ул., откуда пойдет горнопроходческий щит, а также вспомогательные шахты.
Если подрядчик на этой линии уже есть, то конкурсные процедуры будут носить формальный характер, говорят эксперты. Потенциальных участников конкурса, такие как ООО «СТИС», «Специализированное тоннельное строительство» (СТС) и других, такое развитие событий может не устроить. С другой стороны, они все равно не смогут обойти ОАО «Метрострой», так как приход нового подрядчика может отразиться на сроках строительства, а власти уж точно не хотят такого исхода. Потому в конкурсной документации есть обязательное требование по наличию опыта строительства метро в Петербурге. А такой опыт имеет только ОАО «Метрострой». Отметим, что именно такая формулировка послужила причиной жалоб в УФАС, и с марта город никак не может выбрать подрядчика на строительство другого участка метро – перегона от станции метро «Спасская» до «Большого проспекта».
Владимир Романовский, директор Института проблем предпринимательства, с сожалением замечает, что в некоторых ситуациях такой подход городских властей вполне оправдан. «Система государственных закупок построена сейчас таким образом, что чем честнее и объективнее будет конкурс, тем хуже будет результат. Если совсем не регулировать процесс вручную, то все чаще будут возникать ситуации, аналогичные той, что случились при выборе дорожной компании «Флора», – рассуждает господин Романовский. – Отдельно стоят те объекты, по которым сроки сдачи определены на высоком или высочайшем уровне. Необходимость при этом соблюдать все, в том числе и абсурдные правила, создает коллизии, не решаемые формальным путем. Иногда делают вид, что правила адекватны рынку, тогда подрядчики (и не только они) становятся фигурантами уголовных дел. Так что в тех ситуациях, когда сроки и качество работ не должны ставиться под сомнение, власти жертвуют транспарентностью (прозрачностью) закупочных процедур. И это меньшее из зол».