Энергосбережение становится эффективнее
«2015 год проходит под флагом работы с муниципалитетами и финансирования мероприятий по энергосбережению из внебюджетных источников», – говорит Павел Цыханвей, директор областного Центра энергосбережения и повышения энергоэффективности (ЦЭПЭ ЛО).
От количества к широте линейки
Поскольку ранее необходимым условием получения средств на энергосбережение из федерального бюджета было заключение предприятиями и организациями, действующими на территории субъекта РФ, энергосервисных контрактов на определенную сумму, команда ЦЭПЭ ЛО приложила максимум усилий, чтобы содействовать заключению 100 таких контрактов в 2014 году. Однако уже со второго полугодия прошлого года главным ориентиром стало не число энергосервисных контрактов, а расширение их линейки. Более того, правительство региона частично компенсировало отсутствие федеральных субсидий на мероприятия в области энергосбережения в 2015 году, выделив 20 млн рублей на возмещение части затрат организациям, реализующим такие мероприятия. «Эти областные субсидии уже получены, причем спектр получателей достаточно широк: от ресурсоснабжающих организаций до небольших компаний, реализующих именно энергосервисные контракты как в жилом фонде, так и в государственных и муниципальных учреждениях», – комментирует Павел Цыханвей. «Может быть, в отдельных субъектах РФ объемы привлеченных средств больше, но то, что линейка энергосервисных контрактов, заключаемых в Ленобласти, шире, чем в других регионах, – это факт», – добавляет он.
Уже стали традиционными такие объекты энергосервисных контрактов, как уличное освещение или частотное регулирование. Однако в Ленобласти за последние 12 месяцев заключены энергосервисные контракты с целью замены кухонного оборудования (преимущественно в детских садах; сейчас такая работа налажена в Киришах, Гатчине, Выборге, Тихвине) или установки автоматических индивидуальных тепловых пунктов (АИТП) в жилых домах.
Сегодня инвесторы сдержанно вкладывают средства в приобретение энергетического оборудования, часть которого – импортного производства. «Тем не менее мы не стоим на месте: в проработке достаточно интересные и перспективные проекты с использованием тепловых насосов, в том числе по энергосервисным контрактам. Тепловые насосы чрезвычайно эффективны в обособленных зданиях с автономной системой теплоснабжения. Именно поэтому мы сейчас активно работаем в этом направлении с детскими оздоровительными лагерями на территории Ленобласти – и муниципальными, и государственными», – отмечает Павел Цыханвей.
Павел Дудкевич, начальник отдела энергетических обследований ЦЭПЭ ЛО:
– Технология тепловых насосов основана на использовании низкопотенциального геотермального тепла. Глубина промерзания грунта в Ленобласти составляет примерно 1,5-2 м. На больших глубинах почва имеет температуру примерно 6 градусов Цельсия. Проложенный на соответствующей глубине коллектор «снимает» эту температуру, и за счет нее происходит вскипание хладогена, циркулирующего в замкнутой системе. Так вырабатывается избыточное тепло, передающееся в теплоноситель и используемое в системе теплоснабжения. Тепловой насос бивалентен: возможно и использование вторичных энергетических ресурсов (электроэнергии, газа или даже мазута). Однако такая необходимость возникает только в наиболее холодные периоды. А в межсезонье тепловые насосы, установленные для обогрева зданий площадью от 1 тыс. кв. м, примерно в четыре раза эффективнее электрического отопления.
Светлое настоящее
Ориентиры, к которым устремлена сегодня команда ЦЭПЭ ЛО, – это заключение государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями комплексных энергосервисных контрактов (по всем видам ресурсов). Однако помимо технической стороны вопроса есть и правовая сторона. «Мы работаем с государственными учреждениями, подчиняющимися требованиям Бюджетного кодекса РФ. И работая на заключение энергосервисных контрактов, мы пришли к выводу: для более широкого внедрения этого механизма необходимо вывести такой тип контрактов из-под действия 44-ФЗ. Не надо препятствовать инвестору вкладывать средства в развитие энергетической инфраструктуры», – говорит Павел Цыханвей. Логика специалистов такова: в случае энергосервисного контракта нет расходования целевых денежных средств – напротив, есть вложение средств из внебюджетного источника.
Сергей Кирюшин, начальник административно-правового отдела ЦЭПЭ ЛО:
– Мы обратились в Минэкономразвития с инициативой о том, чтобы из-под действия 44-ФЗ были выведены энергосервисные контракты объемом до 3 млн рублей: благодаря этому исчезнут неизбежные в рамках исполнения требований 44-ФЗ проволочки. Более того, с аналогичной инициативой по нашему предложению выступили и власти ряда других регионов РФ. Теперь мы с нетерпением ожидаем окончательного решения федеральных властей. В идеале должны последовать поправки в 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Точка невозврата пройдена
По мнению Павла Цыханвея, «развернуть тренд на повышение эффективности расходования энергетических ресурсов уже невозможно». И потом, напоминает он, энергосбережение не какая-то принципиально новая тенденция. «Мы все родом из СССР, и, наверное, многие еще помнят плакаты из детства «Уходя, гасите свет!». Может быть, сегодня энергосбережение приобрело отчасти принудительный характер для государственных учреждений, но работа в этом направлении ведется уже очень давно и плодотворно», – констатирует директор ЦЭПЭ ЛО.
Тем более что механизмов для реализации положений закона достаточно. Помимо энергосервисного контракта это, например, фиксированная рассрочка платежа за поставленное энергетическое оборудование. «Ресурсоснабжающие организации сегодня практически в очереди стоят в лизинговые компании, которые, со своей стороны, идут на существенные уступки клиентам: снижают процентные ставки, сокращают объем первоначального взноса. Кроме того, существует достаточно много вариантов субсидирования лизинговых платежей – помощи предприятиям», – рассказывает Павел Цыханвей.
Диверсификации мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности будет способствовать и заключение новых концессионных соглашений: подчас они предполагают использование альтернативных видов топлива.
«Мы рассматриваем технологию использования топлива «Топал-1», полученного путем переработки твердых бытовых отходов, в части котельных Лужского района. Завод – изготовитель котельного оборудования в связке с производителем данного вида топлива готовы пойти на концессионное соглашение. Они уверены, что при существующем тарифе вернут вложенные в реализацию этого проекта средства», – рассказывает Павел Цыханвей.
Мнение:
Андрей Гаврилов, председатель Комитета по ТЭК Ленинградской области:
– Для бюджетного сектора энергосервисные контракты, наверное, на сегодня единственное направление в части повышения эффективности своей деятельности, снижения текущих затрат на оплату коммунальных ресурсов. Конкуренцию может составить только прямое бюджетное финансирование на реализацию этих мероприятий – такой вариант мы тоже рассматриваем, если сроки окупаемости данных инвестиций не превышают текущего финансового года. Уже есть примеры реализации подобных бюджетных инвестиций, и их, в принципе, достаточно много. Я лично рекомендовал подобные схемы ряду муниципальных образований. Внедрение тех же автоматизированных тепловых пунктов, даже просто приборов учета потребления коммунальных ресурсов – важный элемент энергоэффективности и снижения расходов на оплату коммунальных ресурсов. Не говоря уже о том, сколько в Ленинградской области реализовано проектов (именно с целью сокращения расходов на коммунальные ресурсы) через снижение энергопотребления за счет элементарного внедрения светодиодных светильников либо энергосберегающих ламп в учреждениях.