Обманутых дольщиков пересчитают
Общественные организации присоединились к обсуждению поправок в городские законы, защищающие обманутых дольщиков. Их представители поддерживают решение местных властей о планируемой материальной поддержке ряда граждан, не получивших свои квартиры. А также предлагают привлекать к уголовной ответственности недобросовестных застройщиков.
В Петербурге состоялись первые общественные обсуждения региональных законопроектов, по-новому регулирующих положение обманутых дольщиков. Проведены они были в рамках открытого совместного заседания Комиссии по социальной политике и здравоохранению и Комиссии по жилищной политике, строительству и ЖКХ местного отделения общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию». Участниками обсуждения планирумых в законодательство поправок кроме представителей общественных организаций стали чиновники практически всех отраслевых комитетов, депутаты.
Заместитель председателя Комитета по строительству Олег Островской отметил, что принимаемые законодательные новшества учитывают как отдельные моменты принятых осенью прошлого года изменений в федеральное законодательство, так и местные инициативы. Причем последних даже больше, так как планируемые по городу нововведения, в отличие от Москвы, будут опираться не только на букву 214-ФЗ.
«Соответственно, сейчас стоит задача систематизировать принимаемые законопроекты так, чтобы они не имели двойственных положений, которые бы мешали оперативно решать проблемы дольщиков. Для «отточки» правовых норм Комитет по строительству несколько дней назад создал общественный совет. В него вошли представители компаний-застройщиков, специалисты рынка недвижимости, члены организаций обманутых дольщиков», – подчеркнул господин Островский.
Новое понятие
В рамках заседания было отмечено, что в скорректированных местных законах появится понятие «недобросовестный застройщик-инвестор». В связи с чем, уверены эксперты, на порядок вырастет количество официально регистрируемых обманутых дольщиков, так как в настоящее время из-за законодательных пробелов договоры граждан с инвесторами и генподрядчиками претензионно не могут учитываться.
По словам Олега Островского, чтобы правильно оценить масштаб проблемы, необходимо будет пересчитать количество обманутых дольщиков в соответствии с введением понятия «инвестор» и внести их в специальный реестр пострадавших граждан. Также предполагается, что появится специальный раздел граждан, нуждающихся в защите. В него попадут социально незащищенные жители Петербурга, признанные обманутыми дольщиками, живущие в настоящее время в стесненных условиях, в том числе и в арендованных квартирах.
Заместитель председателя Жилищного комитета Игорь Кокарев, также присутствующий на заседании, добавил, что уже проведены предварительные расчеты по компенсациям для таких граждан. Предполагается, что на семью из двух человек они составит 5600 рублей, из трех-четырех – 7000 рублей, на состав семьи из пяти человек – 8400 рублей.
Правда, сразу оговариваются чиновники, помочь город сможет далеко не всем. Пока только тем гражданам, чьи договоры с застройщиком были подписаны до 1 апреля 2005 года, до вступления в силу 214-ФЗ. Будет отказано в поддержке гражданам, проживающим в Петербурге менее пяти лет, и тем, кто приобрел квартиры в многоквартирных домах, построенных на площадках, отведенных по документам под индивидуальное жилищное строительство.
Новыми законодательными поправками будет введено понятие «проблемный объект». В соответствии с федеральными нормами к нему будут отнесены жилые здания, возведенные только на 40% к моменту окончания действия разрешения на строительство. Теперь такие недострои город будет выставлять на торги на специальных, выгодных для вновь привлекаемого инвестора условиях в случае исполнения им обязательств перед дольщиками данного объекта. Причем пока в законопроекте не уточняется, какое именно жилье должен передать дольщикам новый застройщик, то есть не обязательно именно в этом доме.
Нужна дальнейшая шлифовка
Между тем, по мнению представителей «Народного фронта», рассматриваемые городом законопроекты, несмотря на их актуальность, нуждаются в дополнительной шлифовке. Как отмечает руководитель Комиссии по жилищной политике, строительству и ЖКХ петербургского ОНФ Павел Созинов, критерии отнесения к нуждающимся в защите и к проблемным объектам по региональному законопроекту и федеральному, а это приказ Минрегиона РФ от сентября 2013 года, не совпадают, а значит, есть необходимость их упорядочивания между собой.
Также было предложено закрепить в рассматриваемом законопроекте, что предусмотренные меры помощи в решении проблем граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков, применяются в отношении лишь одного жилого помещения, даже в случае если гражданином внесены денежные средства для строительства нескольких жилых помещений.
«Следует внести в законопроект уточнение, что помощь гражданам, пострадавшим от недобросовестных застройщиков, оказывается до момента получения ими жилого помещения в собственность», – заметил Павел Созинов.
По мнению руководителя Комиссии по социальной политике и здравоохранению петербургского ОНФ, депутата ЗакСа Санкт-Петербурга Елены Киселевой, также бы стоило рассмотреть возможность привлечения к административной и, возможно, уголовной ответственности застройщиков, привлекавших денежные средства граждан для строительства и не исполнивших свои обязательства перед гражданами. Кроме того, расширить рамки законопроекта в отношении строительства на земельных участках, не находящихся в собственности Санкт-Петербурга, так как проблемные объекты на частных территориях выпадают из поля зрения законодателей.
«Думаю, необходимо направить запрос в Министерство регионального развития РФ с целью получения разъяснений о планируемых мерах оказания помощи включенным в реестр гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, иначе зачем такой реестр вести», – поддерживает мнение коллег эксперт полпредства президента Юрий Курикалов.
Основное предложение общественных организаций – не останавливаться на достигнутом и продолжить изыскивать резервы помощи обманутым дольщикам. «Настоящий законопроект – это первый шаг в правильном направлении», – считает Елена Киселева.
Мнение:
Павел Созинов, руководитель Комиссии по жилищной политике, строительству и ЖКХ петербургского ОНФ:
– Ситуация с реестром обманутых дольщиков, который был подготовлен в прошлом году на федеральном уровне, остается не совсем внятной из-за перехода ряда функций по его исполнению от Минрегиона к Минстрою. Кроме того, последние федеральные нововведения по дольщикам имеют противоречия с региональными законопроектами.
В частности, несостыковки касаются определения самого понятия проблемного объекта и отнесения граждан в реестр обманутых дольщиков. Так, согласно приказу Минрегиона в реестр можно попасть, ссылаясь на временный лаг в девять месяцев с момента окончания действия договора между застройщиком и дольщиком.
В отличие от такого хроникального критерия по федеральным нормам, местные власти предлагают свой механизм. Внесение дольщиков в реестр опирается на факт судебного решения, и таким образом реестродержатель страхуется от необоснованных претензий дольщиков. При этом региональный законопроект вводит и дополнительные ограничения попадания в реестр – ценз оседлости, имущественный ценз для получения компенсаций. Сам городской реестр будет формироваться на первом этапе исходя из обманутых дольщиков, ставших таковыми до 1 апреля 2005 года
Таким образом, не возможно свести федеральные и региональные подходы работы с проблемными дольщиками воедино. Поэтому вряд ли в ближайшее время мы получим четкий количественный срез по наличию обманутых дольщиков в регионах.