Платежеспособный спрос под вопросом
За последнее время в региональных городах – Новгороде, Пскове, Петрозаводске – было объявлено о запуске или о начале работы над рядом проектов в области инфраструктуры развлечений.
Недавно Северо-Западный региональный центр ОАО «Банк ВТБ» открыл псковской группе компаний «ЛУГ» невозобновляемую кредитную линию объемом 1,2 млрд рублей сроком до сентября 2020 года для строительства первого в Пскове многофункционального комплекса «Акваполис», в котором помимо торговой галереи предусмотрен аквапарк, рассчитанный на 800 человек в день. Аналитики полагают, что подобный формат будет востребован в городе. Площадь комплекса «Акваполис» составит 65 тыс. кв. м. Помимо аквапарка в нем предусмотрена торговая галерея на 100 операторов. Дата открытия – I квартал 2015 года.
В 2014 году в Великом Новгороде ожидается открытие крупного торгово-развлекательного центра «Мармелад» общей площадью 45 тыс. кв. м.
В августе 2012 года в Петрозаводске открылся ТРЦ «Макси» (GBA – 55 755 кв. м). Как говорят аналитики, с завершением строительства ТРК Lotus Plaza (GBA – 105 тыс. кв. м), запланированным на 2014 год, рынок Петрозаводска будет близок к насыщению, поэтому в дальнейшем целесообразными и актуальными будут, скорее, проекты районных форматов (10-30 тыс. кв. м).
Светлана Чернышева, руководитель отдела проектного брокериджа ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate, считает, что срок окупаемости проектов, подобных псковскому, в среднем составляет 6-8 лет. По ее мнению, в целом для насыщения рынка городов с населением до 300 тыс. человек достаточно наличия одного крупного (60-80 тыс. кв. м) торгово-развлекательного комплекса и нескольких районных (до 20 тыс. кв. м). Возведение еще нескольких объектов городского и регионального масштаба зачастую приводит к перенасыщению рынка.
Валерий Трушин, руководитель отдела консалтинга East Real, согласен с приведенными коллегой сроками окупаемости.
Иного мнения придерживается директор Санкт-Петербургского филиала Банка Москвы Алексей Кольчик: «По аквапарку в Пскове, учитывая себестоимость затрат и уровень зарплат в этом городе, мое мнение однозначно: такой проект будет тяжело окупить этому региону. И учитывая наш петербургский опыт, могу сказать, что такие объекты недостаточно активно эксплуатируются, чтобы дать быструю окупаемость. В связи с этим и в других регионах строительство МФЦ с аквапарком вряд ли возможно больше чем в одном экземпляре. А окупаемость его в том же Пскове, по моим прогнозам, составит не менее 15-20 лет».
Наталья Скаландис, управляющий директор PM NAI Becar, предостерегает: «За успешным стартом проекта, в состав которого будет входить аквапарк, может последовать спад спроса в связи с ограниченными финансовыми возможностями населения. Стоит отметить, что из области ездить в Псков ради посещения данного комплекса никто не будет по тем же причинам».
Екатерина Лапина, директор департамента коммерческой недвижимости АРИН, тем не менее полагает, что перспективы у инфраструктуры развлечений в региональных городах довольно большие. «Нужно расширять этот сегмент. Кроме аквапарка можно усилить и детскую развлекательную составляющую, например реализовать крупный проект, похожий на «КидБург» в Санкт-Петербурге. Не помешает и развитие спортивной составляющей», – считает она.
Мнение:
Ольга Пономарева, вице-президент ГК Leorsa:
– У нашей компании было предложение реализовать подобный проект ТРК на территории Ленинградской области, но мы отказались от него, так как сложно подобрать необходимое количество операторов, работающих в регионе, и жители Ленобласти все же привыкли отдыхать в Санкт-Петербурге.