Негосударственная экспертиза решает кадровый вопрос

Для дальнейшего развития института негосударственной экспертизы необходимо серьезно подойти к вопросу кадрового формирования организаций, считают участники рынка. Прежде всего необходимо ввести систему подготовки специалистов, ужесточить требования к претендентам по стажу, а также изменить систему аттестации.

«Потребность в аккредитованных экспертах существовала всегда. В настоящий момент это касается как государственной, так и негосударственной экспертиз. Их наличие в экспертной организации в полном составе, позволяющем подписывать все разделы проектной документации, является основным показателем ее ответственности и профессионализма», – прокомментировал ситуацию Вадим Персов, генеральный директор ООО «Межрегиональная негосударственная экспертиза».
Роман Алексеев, генеральный директор ООО «Центр строительного аудита и сопровождения», констатировал, что сегодня потребность в аттестованных экспертах стоит уже не так остро, как это было год назад. Однако все еще есть дефицит в специалистах по генеральным планам и экспертах по пожарным вопросам. «Например, штат нашей организации укомплектован по каждому из направлений, уровень работающих специалистов высокий. Нам удалось собрать профессио­налов с многолетним опытом, успевших стать ведущими экспертами нашего города. Однако из-за большого объема работы наша организация заинтересована в формировании кадрового резерва», – добавил Роман Алексеев.
Виталий Реут, генеральный директор ООО «СеверГрад», также отметил, что организация нехватки в специалистах не испытывает, тем более что много экспертов привлекаются под разовые договоры. Однако добавил, что на рынке не хватает экспертов по направлению «Системы газоснабжения».
Виктор Зозуля, генеральный директор ООО «НЭПС», уверен, что рынок аттестованных на статус эксперта физических лиц сегодня перенасыщен (по состоянию на 30.12.2013 аттестовано 4496 человек), а вот действительно грамотных, методически подготовленных экспертов не хватает. «Это больная тема, и связана она прежде всего с несовершенством нашего законодательства и незнанием тех, кто его готовил, предмета и сути экспертной деятельности», – обрисовал он ситуацию.

Аттестация по-новому

В настоящее время аттестацию экспертов проводит Министерство строительства и ЖКХ РФ. Сдача тестового экзамена длится пять часов. Тем не менее вопрос получения аттестата как документа на сегодняшний день не решен – не утверждена его форма, поэтому все 4,5 тыс. аттестованных экспертов официального документа (аттестата) не имеют, пояснил господин Зозуля.
«Претензий к процессу аттестации очень много, вернее, не к самому физическому процессу как тестированию, а к его содержанию, направленности, в том числе и по направлениям деятельности, на которые аттестуются эксперты. Так, есть разделы в проектной документации, по которым аттестация экспертов не предусмотрена (безопасная эксплуатация зданий и соору­жений, энергоэффективность, общие технологические решения, сметная документация, обеспечение доступа инвалидов), а закон требует, чтобы все разделы были подписаны аттестованными экспертами. В то же время раздела «Санитарно-эпидемиологическая безопасность» не существует, а аттестация по данному направлению деятельности входит в программу аттестации», – заключил Виктор Зозуля.
Специалист уверен, что необходимо ужесточить требования к претендентам по стажу – допускать к аттестации специа­листов только при наличии совокупного стажа – не менее 10 лет в проектной организации и трех лет в экспертной организации, а также изменить систему аттестации, в которой предпочтения максимально должны быть отданы вопросам по специальности.

Привести в систему

Участ­ники рынка негосударственной экспертизы констатируют, что в настоящее время определенная система подготовки экспертов в рамках действующего законодательства отсутствует.
Виктор Зозуля пояснил, что специализации «эксперт» в учебных заведениях не существует, поэтому вся подготовка специалистов, желающих научиться данному ремеслу, ложится на плечи самих специалис­тов либо организаций, в которых они работают. «Созданный в рамках Национального объединения экспертных организаций учебный центр «Эксперт» пока не вышел на нормальный режим работы в плане подготовки и обучения будущих экспертов ввиду отсутствия соответствующих учебных программ», – рассказал он.
Виталий Реут считает, что уровень существующей системы подготовки экспертов отвечает установленным законом правилам. «Но назвать эту систему «соответствующей современным требованиям» нельзя, потому что критерии аттестации не выявляют уровень профессионализма эксперта», – добавил господин Реут.
Он рассказал, что период обучения эксперта в специализированной организации длится 4-5 дней, стоимость подготовки для сдачи экзамена составляет от 25 до 40 тыс. рублей, не считая дороги и проживания. «Компания «СеверГрад» для подготовки специалистов использует одну организацию, находящуюся в Москве, хотя на рынке существует несколько компаний, предоставляющих такие услуги, и они даже готовы работать с обучающимися в удаленном доступе», – прокомментировал он.
Вадим Персов рассказал, что в его компании на постоянной основе сотрудничают 28 экспертов, аттестованных по всем направлениям деятельности. «Мы «растим» сотрудников внутри организации, а также приглашаем на работу уже подготовленных специалистов, учитывая нашу репутацию на экспертном рынке, проблем с экспертами у нас нет. Сейчас в отрасли в основной массе трудятся достаточно квалифицированные эксперты. Уровень их, конечно, разный и зависит от их опыта внутренних регламентов экспертных организаций, в которой они работают», – добавил господин Персов.
По его словам, стоимость двухдневных подготовительных курсов на одного эксперта в Москве стоит около 20 тыс. рублей, но оценить вложения в подготовку специа­листа внутри самой организации очень сложно. «Этот процесс зависит от коллектива, где работает будущий эксперт, и от его опыта в сфере проектирования. Точные временные отрезки обучения эксперта, на мой взгляд, установить трудно», – заключил Вадим Персов.

Мнения: 

Анатолий Плотников, директор департамента экспертизы проектов ООО «Союзпетрострой-Эксперт»:
– На мой взгляд, на сегодняшний день особой остроты в экспертах на рынке нет, за исключением специалистов по изысканиям. Что касается нашей компании, то мы нехватки сотрудников не испытываем. Однако нужно признать, что уровень подготовки экспертов в отрасли требует улучшения, потому что сегодня идет «натаскивание», а не обучение. Конкуренция государственной и негосударственной экспертизы в части привлечения на работу опытных экспертов существует. На мой взгляд, опытные специалисты стараются держаться за государственную экспертизу.

Александр Орт, председатель Комитета по качеству и безопасности строительства при Координационном совете по развитию строительной отрасли СЗФО, генеральный директор ООО «Негосударственный надзор и экспертиза»:
– Экспертная область как никакая другая нуждается в квалифицированных кадрах. В экспертизе очень многое зависит от квалификации, опыта, знаний конкретного эксперта. В штате ООО «Негосударственный надзор и экспертиза» на данный момент работают 14 аттестованных экспертов по всем направлениям деятельности. Еще девять в конце прошлого года, в октябре-ноябре, направили в Минстрой документы на прохождение аттестации. И по настоящее время никого на экзамен не приглашают. Очень много времени требуется для сдачи экзамена. Хотя наша компания, как и многие другие, готова идти на любые затраты на подготовку квалифицированных кадров, лишь бы была отдача. Однако я считаю, что необходимо повышать квалификационные требования для работы в экспертизе и аттестации. Сейчас достаточно трех лет работы экспертом и 5-летнего стажа по специальности. Думаю, надо поднимать данный ценз до обязательных 5 лет экспертной деятельности и 10 лет общего профессионального стажа. Это один из тех вопросов, который мы будем активно обсуждать на ближайшем заседании Комитета по качеству и безопасности при Координационном совете по развитию строительной отрасли СЗФО.
Еще одна тема для будущего обсуждения – нормативная документация. Эксперты, к сожалению, являются заложниками не только по времени прохождения экзамена, но и тех несоответствий в нормативной документации, которые сегодня есть. Это и ГОСТы, и СНиПы, и ряд других документов, которые имеют некие противоречия. И экспертам приходится выискивать, выуживать в этом ворохе необходимый документ, потом по несколько раз его проверять. А вот повлиять на создание нормальных нормативных документов рядовой эксперт, к сожалению, не может. Это должна быть инициатива исполнительной власти с подачи специалистов.
В Петербурге на профессиональном уровне никакого противостояния между структурами экспертизы нет. Бытует мнение, что государственная экспертиза – это хорошо, а негосударственная – плохо. Но никто не берет в расчет, что специалисты везде одни. Чем хуже стал специалист, если он отработал 15-20 лет в государственной экспертизе, а потом пришел работать в негосударственную? Ничем! Поменялось только название организации, а он как выполнял свою работу, так и выполняет. Я считаю, что говорить надо не о полярности двух экспертиз, а, наоборот, об их объединении и совместной работе.

Виктор Зозуля, генеральный директор ООО «НЭПС»:
– В обязательном порядке необходимо ввести аттестацию руководителей экспертных организаций, поскольку по нынешнему законодательству руководителем может быть любое назначенное приказом физическое лицо. Этот дикий перекос привел к тому, что экспертные организации создают все, кому не лень, юристы, экономисты, различные менеджеры, которые и близко не понимают ни сути, ни предмета, ни методики проведения экспертизы. Да и руководителями государственных экспертиз назначают не всегда профессионалов от экспертизы, а различных менеджеров-управленцев. Отсюда и страдает в первую очередь качество выпускаемых заключений, имидж экспертной деятельности, что вызывает нарекания различных властных структур и извечный, набивший уже оскомину, вопрос: быть или не быть экспертизе вообще?

рубрика: Экспертиза
автор: Лидия Горборукова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.