Новые «магниты» для туристов

Петербург уже не первый год пытается увеличить турпоток. Эксперты в один голос твердят: чтобы повысить интерес к городу, в нем должны существовать не только памятники прошлых веков – здесь должны появляться и новые, современные культурные объекты.

В городах существуют так называемые официальные достопримечательности, к которым относятся наиболее знаменитые объекты: архитектурные шедевры, древние сооружения, мировые музеи и известные картинные галереи, знаменитые памятники, уникальные ландшафты, парки, набережные и т. п. Санкт-Петербург – богатейший город с точки зрения количества «официальных» достопримечательностей.
Но город постоянно развивается, появляются новые туристические «магниты», которые эксплуатируют идеи, фольклор, среду, традиции, особенности быта. Как отмечает Валерий Трушин, руководитель отдела консалтинга East Real, сегодня существует несколько видов новых памятников. Например, самодельные музеи. «Чаще всего частные и недорогие, иногда они открываются при компаниях или финансируются профильными предприя­тиями. Редко становятся самостоятельной значимой достопримечательностью, чаще всего являются дополнительным туристическим аттракционом. Например, в Петербурге открыты Народный литературный музей Остапа Бендера, музей-театр «Сказкин дом», близкий по тематике проект – интерактивный музей-театр мультфильмов «ТАРАБУМ», Музей пива (на территории пивоваренного завода им. Степана Разина), Музей русской водки (Конногвардейский бульвар), музей-аттракцион «Ужасы Петербурга», Музей воды, Музей сновидений Зигмунда Фрейда и т. д.», – перечисляет господин Трушин. К новым достопримечательностям могут относиться и фольклорные памятники. Помимо традиционных памятников и скульптурных композиций, посвященных значимым историческим событиям или персонам, в городском пространстве все чаще стали появляться небольшие красивые или забавные памятники, сюжеты которых навеяны известными литературными произведениями, местным фольклором или особыми событиями региональной истории, а иногда и просто посвящены известным людям. В Петербурге это, например, памятник чижику-пыжику.
Точки притяжения могут быть и «средовые». Это так называемые общественные пространства, места средоточия жизни, где приятно находиться жителям и гостям города. Чаще возникают спонтанно (Старый город в Праге, Александерплац в Берлине), но иногда могут планироваться заранее как общественные пространства. Бывает, что то или иное место «раскручивается» благодаря субкультурам и тусовкам неформатной молодежи и становится общепопулярным местом проведения свободного времени. В Петербурге примером попыток сконструировать подобное пространство можно назвать летний проект «Новая Голландия».
Виталий Никифоровский, вице-президент группы компаний Springald, рассказывает: «Недавно я был в Эстонии и посмот­рел, как можно из любого интересного места сделать достопримечательность и с выгодой это продать туристам. Рецепт прост: берете мало-мальски интересное место, будь то три причудливо растущих сосны, или старый колесный сарай, или мельница, которая реально мелет муку, снабжаете это место указателями и путеводителями, открываете рядом кафе, печатаете сувениры – и – вуаля: место привлекает туристов, потому что есть достойная инфраструктура.
Петербург сам по себе – достопримечательность, но много ли вы знаете мест, где есть достойная инфраструктура для турис­тов? Мы обладаем невероятным количеством действительно интересных мест, но ничего не делаем с инфраструктурой. У нас интересные архитектурные объекты перемежаются с прогнившими насквозь доходными домами, отличающимися от панельной массовой застройки только своим годом выпуска, и при этом есть улицы, на которых не то что кафе не встретишь – даже воды купить негде, не говоря уже о сувенирах. Если мы хотим новых достопримечательностей в нашем городе, стоит задуматься: а не пора ли начать строить для них инфраструктуру, заодно решая проблему аварийной исторической застройки? Ведь Петербург Достоевского – не самое приятное место для жизни».
Наталья Суслова, генеральный директор коммуникационного агентства «Репу­тация», говорит, что в Петербурге все же появляются новые достопримечательности, которые быстро завоевывают популярность: «Среди последних заметных проектов – макет России, который реализован частным инвестором на собственные средства. Мне сложно оценить доходность такого бизнеса, но, безусловно, такие яркие проекты могут привлечь внимание к конкретной территории, стимулировать ее развитие».

Мнение:

Павел Гончаров, вице-президент Российской гильдии управляющих и девелоперов:

– Точки притяжения так или иначе создаются по всему миру, и некоторые из них очень интересны. К примеру, Хафенсити в Гамбурге – проект редевелопмента территории порта, на месте которого строится футуристический новый район с включением объектов культуры, в числе которых новый оперный театр. Хорошие примеры – город-спутник Куала-Лумпура, в который переведены все государственные учреждения, и мост Миллениум в Лондоне. Практически во всех городах мира есть небоскребы со смотровыми площадками. Все это новые точки притяжения, которые становятся популярными местами среди жителей и туристов.

рубрика: Пространство для развития
автор: Роман Русаков
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.