Достопримечательность как реклама
Интересные объекты притягивают людей, вслед за которыми приходит бизнес, а значит, и экономическая целесообразность. Появление достопримечательных мест, притягивающих горожан и туристов, – часть процесса естественного развития города. Соответственно, так или иначе новые достопримечательности появляются постоянно.
Участники рынка обращают внимание на то, что нередко девелоперы, реализующие проекты в области жилой или коммерческой недвижимости, создают объекты, способные привлекать внимание в надежде повысить популярность строящихся зданий. Евгения Стрельцова, директор по связям с общественностью ЗАО «УК «СТАРТ Девелопмент», говорит: «Памятник становится дополнительным преимуществом, во-первых, если сделан из долговечных материалов и не требует постоянного обслуживания, и во-вторых, если действительно становится городской достопримечательностью. Один из самых удачных примеров – это скульптурная композиция «Бомбардир Василий Корчмин» на 7-й линии Васильевского острова. Авторами стали студенты из академии художеств, победившие в конкурсе. Установила скульптуру компания «М-Индустрия», которая активно работала на Васильевском. Место со временем стало культовым – считается, что если потереть нос Василию, он исполнит желание. Памятник стал еще и рекламным носителем – на нем закреплена табличка с упоминанием компании-заказчика».
Евгений Богданов, генеральный директор финского проектного бюро Rumpu, вспоминает и другие примеры: «В Костомукше перед открытием одного супермаркета инвестор установил памятник Ленину, купленный им в подарок своему отцу. Этот памятник стал достопримечательностью города и хорошо вписался в стилистику ТЦ, который назывался «Революция». А в Нижнем Новгороде компания «Ойкумена» установила памятник Громозеке, который стал настолько популярен, что и жители, и гости города заезжают специально в этот жилой квартал, чтобы с ним сфотографироваться».
«По большому счету, шанс стать памятным местом есть у многих городские точек притяжения. Будь то здания, общественные учреждения, заведения общепита или малые архитектурные формы. Но достопримечательностями объекты скорее не рождаются, а становятся. И это, наверное, один из немногих случаев, когда объем инвестиций в проект не имеет решающего значения. Сейчас мы считаем пышечную на Большой Конюшенной, ювелирный салон «Яхонт» на Большой Морской, Литературное кафе на Невском, 18, кондитерские «Север» и «Метрополь» «знаковыми местами, связанными с историческими и культурными традициями Санкт-Петербурга». Но такой статус у этих объектов появился относительно недавно», – говорит вице-президент Российской гильдии управляющих и девелоперов Павел Гончаров.
При этом сколько времени потребуется для того, чтобы проект стал популярным, в среде экспертов единого мнения нет. Как правило, все же речь идет о нескольких годах. «Время раскрутки зависит от конкретных параметров объекта или проекта. При соответствующих вложениях место или достопримечательность может быть раскручена и за полгода», – считает Наталья Суслова, генеральный директор коммуникационного агентства «Репутация».
О размере вливаний также единого мнения нет. Большинство экспертов говорят о миллионах долларов. Однако Евгений Богданов считает, что все зависит от размера достопримечательности. «Стоит вспомнить памятник чижику-пыжику, который быстро стал популярным. Не думаю, что инвестиции в пятикилограммовую скульптуру были велики, разве что можно посчитать повторное изготовление фигуры, которую воровали семь раз», – резюмирует он.