Ирина Бабюк: «Конкуренция за инвесторов между регионами страны и мира обострилась»
Председатель Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Ирина Бабюк рассказала «Строительному Еженедельнику» об основных направлениях инвестиционной политики города, важности участия в международных выставках и о том, какие шаги город делает навстречу инвесторам.
– В прошлом году город впервые за последние 15 лет не участвовал в выставке MIPIM. Почему в прошлом году не поехали, а в этом году решили участвовать?
– В начале 2013 года в Комитете по инвестициям Санкт-Петербурга произошла реорганизация в соответствии c новыми задачами в сфере привлечения инвестиций, поставленными губернатором. В первые месяцы работы комитет формировал новую инвестиционную политику города и базу инвестиционных предложений города. При этом участвовать в MIPIM с проектами, которые город уже представлял на этой выставке в течение последних нескольких лет, не представлялось целесообразным. Новые проекты города мы представили на первой же крупной международной выставке – ExpoReal в Мюнхене в октябре 2013 года, в которой мы также принимаем участие ежегодно.
– Какие проекты город представит потенциальным инвесторам на выставке?
– В этом году Комитет по инвестициям в рамках экспозиции города на выставке представит 32 перспективных инвестиционных проекта в сфере транспорта и логистики, социальной инфраструктуры, спорта, промышленности, культуры и туризма.
Зарубежному бизнес-сообществу будет также представлен проект реновации Апраксина Двора, новая концепция которого была утверждена в конце прошлого года. К этому проекту инвесторы уже проявляют повышенное внимание, в связи с чем мы рассчитываем, что на выставке появятся также новые интересанты. Кроме того, в случае утверждения нового проекта зоопарка на Совете по инвестициям он также будет включен в базу инвестиционных предложений для МIPIM.
– Расскажите о стратегии города по привлечению инвесторов: каковы акценты, в каких инвесторах и проектах заинтересован город?
– Санкт-Петербург поддерживает не только крупных инвесторов, но и проекты с относительно небольшим объемом инвестиций, которые качественно улучшают городскую среду и являются социально значимыми. Вместе с тем определены приоритетные отрасли инвестирования – это высокотехнологичное производство, транспорт и логистика, культурная и интеллектуальная сфера, строительство и туризм.
– Можно ли назвать инвестклимат Петербурга благоприятным?
– Санкт-Петербург является инвестиционно привлекательным городом, этот факт подтверждает положительная динамика притока иностранных инвестиций в 2013 году. Объем прямых инвестиций в Петербург за девять месяцев 2013 года увеличился в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и составил 1,14 млрд USD. Это свидетельствует об увеличении доверия инвесторов к городу и является результатом улучшения инвестиционного климата в регионе. При этом, по оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», Санкт-Петербург в 2013 году характеризуется как регион с максимальным инвестиционным потенциалом и минимальными рисками.
– Насколько инвесторам, в частности зарубежным, комфортно выходить на наш рынок?
– Комплексную помощь инвесторам, в том числе иностранным, при выходе на рынок Петербурга оказывает Агентство по привлечению инвестиций. Данная структура была создана в 2013 году на базе уже существующей подведомственной Комитету по инвестициям структуры, которая в итоге была наделена новыми функциями по поиску и сопровождению инвестиционных проектов. В настоящее время агентство сопровождает 15 инвесторов, а общий объем планируемых инвестиций превышает 30 млрд рублей. В 2014 году агентство планирует разнообразить услуги, предоставляемые инвесторам, а также повысить их качество.
– Что для улучшения диалога инвесторов и власти делает комитет?
– В Петербурге ежемесячно проводится Совет по инвестициям при губернаторе – на нем представители бизнес-сообщества презентуют свои инвестиционные проекты и имеют возможность напрямую обратиться к руководству города. В прошлом году на совете были утверждены проекты на общую сумму 90 млрд рублей. Заседания совета всегда имеют широкий общественный резонанс, а бизнес-сообщество высоко оценивает эффективность данной практики. Кроме этого, с 2013 года Комитет по инвестициям регулярно проводит встречи губернатора с инвесторами, на которых обсуждаются актуальные вопросы, возникающие при ведении бизнеса. По итогам последней встречи, которая состоялась в декабре 2013 года, пять иностранных компаний приняли решение о выходе на рынок Петербурга. Вместе с тем мы ведем работу по снижению административных барьеров и стимулированию притока инвестиций в Петербург.
– Комитет разработал инвестиционный бренд города. Для чего он нужен?
– В непростой экономической ситуации конкуренция за инвесторов между регионами страны и мира обострилась. В этих условиях обеспечение поступления инвестиций в экономику города во многом зависит от продвижения инвестиционных возможностей на зарубежных площадках. Такие факторы, как имидж и репутация, набирают все больший вес при принятии решений о выборе места для инвестирования. Инвестиционный брендинг – это как раз тот инструмент, который позволяет эффективно презентовать Петербург как комфортную площадку для ведения бизнеса и привлекать в город новых инвесторов. В 2013 году Комитет по инвестициям разработал инвестиционный бренд Санкт-Петербурга, который уже используется на крупнейших международных бизнес-площадках.
– В последние годы город активно презентует свой инвестиционный потенциал на международных площадках. Есть ли реальный эффект от участия в этих мероприятиях?
– Действительно, в последние годы Петербург принимает участие в крупнейших международных выставках и форумах, что способствует повышению информированности потенциальных инвесторов о инвестиционных возможностях города. Особенно продуктивным стало участие в выставке недвижимости ExpoReal в октябре 2013 года, где Санкт-Петербург подписал два соглашения с компаниями-инвесторами на общую сумму 75 млрд рублей. Речь идет о ГК «Регионы» с проектом парка развлечений DreamWorks и «С-Фрут Альянс», который построит в районе Пулково инновационный логистический центр сельскохозяйственной продукции, первая очередь которого будет запущена в августе 2014 года.
– Инвестиции в проекты в России расцениваются как довольно рисковые. Как можно изменить сложившуюся ситуацию?
– Интерес и доверие зарубежных инвесторов к Петербургу растет с каждым годом. С 2003 по 2013 год объем иностранных инвестиций в Петербург увеличился в 15 раз с 696 млн до 10,8 млрд USD. В настоящее время в Петербурге работает более 1200 компаний с иностранным капиталом, и их число постоянно увеличивается.
При этом в последние два года изменилась структура иностранных инвестиций, существенно увеличилась доля прямых инвестиций, что означает, что зарубежный бизнес вкладывает средства в реальный сектор экономики. Так, например, в середине февраля в Петергофе состоялось открытие завода «Тенсар». Высокотехнологичное предприятие построено исключительно за счет иностранных инвестиций, объем которых составляет более 1 млрд рублей.
– Город находится в поисках инвесторов для строительства пешеходного моста в створе Яхтеной улицы до северной части Крестовского острова, а также для проекта канатной дороги на Крестовский. Как движется этот процесс? Есть ли уже интересанты?
– Проект пешеходного моста на Крестовский остров достаточно дорогой и имеет свою специфику в части структуры окупаемости. Для того чтобы снизить затраты инвестора, в настоящее время за счет городского бюджета идет разработка проектной документации. При этом мы активно продолжаем искать инвесторов, и интересанты уже есть – строительство моста для крупных компаний может стать имиджевым проектом. Что касается канатной дороги, соединяющего Крестовский остров с Василеостровским и Приморским районами, то инвестор уже определен – это компания «Ленстрой». Проект одобрен губернатором Петербурга, и в настоящее время рассматриваются возможности его реализации.
– Комитет озвучивал планы по созданию креативных кластеров. Как продвигается эта идея? Определены ли локации, проекты?
– Комитет по инвестициям изучал креативные индустрии и их влияние на экономическое развитие городов мира. Наиболее пристально рассматривался опыт Милана, теперь – Лондона. Для создания креативного кластера в Петербурге рассматривалось несколько площадок, среди которых здание «Крестов» и трамвайный парк № 2 на Васильевском острове. Однако наиболее удачным местом для реализации данной концепции стал исторический квартал Апраксин Двор, который будет реконструирован под эти цели и станет современным центром культурной и досуговой жизни города. К июню 2014 года будет разработана экономическая и техническая модели реновации данной территории, которая даст понимание того, сколько средств инвесторам необходимо привлечь в проект и сколько времени понадобится на его фактическую реализацию.