Небоскребы не вписались в ландшафт

В этом году исполняется 20 лет с тех пор, как в Петербурге был презентован первый проект по строительству небоскреба. Он, как и многие другие проекты, так и не был реализован. За последние годы в городе построено всего два здания, высотой превышающие 100 м.

Исторически в спальных районах Санкт-Петербурга строились высотные доминанты, где располагались в основном производственные объединения. Среди примеров: здания на Тихорецком пр., 21; Кантемировской ул., 12; Киришской ул., 2; пр. Юрия Гагарина, 34. Однако их высота не превышает высоту в 100 м и не превосходит высоту самой известной доминанты Петербурга – Петропавловского собора. 
Зданий же, превосходящих высоту Петропавловского собора, на текущий момент в городе два – жилой комплекс «Александр Невский» и бизнес-центр Leader Tower, при этом появились эти здания относительно недавно. В городе планируется строительство еще как минимум трех небоскребов: «Охта-центр», проект Ingria Tower, многофункциональный комп­лекс (МФК) Icebridge рядом со станцией метро «Площадь Большевиков», который будет лишь частично нести жилую функцию. Таким образом, высотное строительство сосредоточено в основном на периферии – в спальных районах – и не влияет на «небесную линию», охраняемую ЮНЕСКО.
«Во всем мире большинство небоскребов, возводящихся компаниями для своего использования, как, например, «Охта-центр», – это в первую очередь имиджевые проекты. Что касается высотных бизнес-центров, то главным вопросом остается уровень их заполняемости, поскольку потенциальный объем спроса на офисном рынке Петербурга не настолько велик», – говорит Альберт Харченко, генеральный директор East Real.
«Если брать в расчет здания высотой 70-100 м, то в Петербурге наберется несколько десятков подобных сооружений. На сегодняшний день достаточно много высотных жилых проектов возводится в спальных районах города, вблизи КАД. Эту тенденцию нельзя считать позитивной, поскольку известно, что комфортная и полноценная жилая среда – это кварталы малоэтажной застройки. Однако радует, что сейчас выгоднее заниматься комплексным освоением территорий, и все больше девелоперов смотрят в сторону малоэтажной застройки», – говорит господин Харченко. 
Основным вопросом для девелопера при высотном строительстве часто становится размещение достаточного паркинга. Вопрос может решаться по-разному: например, в Лондонском Сити не принято делать большие паркинги для автомобилей – подразумевается, что работающие в здании будут прибывать на общественном транспорте, велосипедах, такси и т. д. У нас же необходимо создавать паркинг из расчета хотя бы одно машино-место на 100 кв. м офисной площади. «Это значит, что на 100 кв. м здания должно создаваться 30-50 кв. м паркинга. Размещать такой паркинг открытым способом на участке значит убивать саму идею высотного строительства – максимально эффективное использование земельного участка. Именно проблему с парковкой называют одной из основных для проекта «Москва-Сити». Но, как показывает мировой опыт, крайне трудно создать крупные деловые районы с преимущественно высотной застройкой и высокой степенью обеспеченности машино-местами, а также подъездами для возможности удобного въезда и выезда потенциально огромного количества машино-мест на сравнительно компактном участке. Такие районы должны обслуживаться преимущественно общественным транспортом», – рассуждает Игорь Кокорев, заместитель руководителя отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg.
Сергей Богданчиков, управляющий директор ORIGIN CAPITAL, согласен: «Для развития высотного домостроения в городе должен быть развит общественный транспорт. Так, в крупных мегаполисах США хорошо развит рынок услуг такси, а также система метрополитена. Европа, напротив, сейчас следует по пути малоэтажного домостроения, но с высокой плотностью застройки. С учетом существующей системы общественного транспорта высотное домостроение неактуально для Петербурга. Высотки только ухудшат транспортную ситуацию».

Справка: 

Первый проект по строительству небоскреба – башни «Петр Великий» в устье реки Смоленки на Васильевском острове – был инициирован в 1994 году корпорацией «Двадцатый трест», подконтрольной Сергею Никешину, ныне депутату Законодательного собрания Санкт-Петербурга. По замыслу авторов (совместное детище АО «ЛЕННИИПРОЕКТ», британской фирмы Wilson Mason и АО «Корпорация XX трест»), 133-метровая офисная башня должна была стать самым уникальным сооружением не только для Санкт-Петербурга, но и для всего Северо-Западного региона России. Однако проект так и не был реализован, а земельный участок был продан компании ЛенСпецСМУ.

рубрика: Город будущего
автор: Денис Кожин
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.