Отложенные гарантии
С апреля в России должен заработать единый реестр банковских гарантий, что поможет справиться с валом фальшивок. Это положительно скажется на петербургском рынке госзакупок, где мошенники до недавнего времени работали особенно активно.
Большинство крупных фирм требуют от своих поставщиков гарантий исполнения договорных обязательств, и банковская гарантия выступает тем самым инструментом, который может обеспечить безопасность сделки. Сегодня банковскими гарантиями обеспечено более 80% госконтрактов, отмечает генеральный директор ОАО «Единая электронная торговая площадка» Антон Емельянов. В обязательном порядке банковская гарантия предоставляется при исполнении обязательств по госконтрактам, для осуществления таможенных процедур, гарантии требует Росалкогольрегулирования по обязательствам использования федеральных специальных марок и пр.
Быстрорастущий сегмент
Тенденция к росту финансирования посредством банковских гарантий, в особенности когда речь идет о выполнении условий в рамках госзаказов и контрактов, особенно видна в последнее время, обращает внимание начальник департамента внешнеэкономической деятельности и документарных операций Международного банка Санкт-Петербурга (МБСП) Олег Гусев. Гарантиями под госзаказы пользуются не только крупные предприятия, но и компании малого и среднего бизнеса. Из основных тенденций рынка банковских гарантий Олег Гусев также отмечает увеличение доли гарантий на крупные суммы в строительном секторе. Значительную популярность также приобретают гарантии в пользу налоговых органов с целью получения возмещения НДС.
«Рынок банковских гарантий – это быстрорастущий сегмент финансовых услуг для корпоративных клиентов. Основной спрос мы наблюдаем со стороны машиностроительного сектора, строителей, энергетиков и торговли. Главные потребители – компании, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность и реализующие инвестиционные проекты, а также использующие гарантии для минимизации платежных рисков», – говорит заместитель директора Северо-Западного регионального центра Райффайзенбанка по корпоративному бизнесу Вячеслав Чайников. По его словам, тенденция к увеличению спроса на этот продукт наблюдается на протяжении последних пяти лет, главным образом за счет внесения изменений в ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров...» и пришедшего ему на замену с 01.01.2014 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе...», а также изменений в налоговом законодательстве в части порядка возмещения НДС по экспортным операциям.
Выдавая гарантии, банки зарабатывают вознаграждение, не отвлекая собственные ресурсы, а при хорошем финансовом состоянии клиента даже не должны формировать резервы по требованию ЦБ. Это один из перспективных и прибыльных инструментов, так как не требует выдачи кредитных средств и при этом позволяет получать доход за счет комиссионных платежей, отмечает заместитель управляющего филиалом Абсолют Банка в Санкт-Петербурге Сергей Поляков.
Мошенники работали с масштабом
Рынок банковских гарантий был очень привлекательным для мошенников. Объем поддельных гарантий эксперты оценивали в среднем на уровне около 10-15% от общей суммы обязательств. Новое законодательство и создаваемый реестр в корне изменят ситуацию.
До 1 января 2014 года на рынке банковских гарантий процветали мошеннические схемы. Небольшие банки нарушали нормативы ЦБ, выдавая гарантии на крупные суммы, не имея необходимых резервов для покрытия долга в случае неисполнения контакта. Как вариант, банк отражал в отчетности гораздо меньшую сумму гарантии, чем выдал клиенту. Заказчик же часто просто не располагает временем, чтобы проверить платежеспособность банка, так как связан сроками исполнения госконтракта.
Второй вид мошенничества был связан с деятельностью небанковских посреднических организаций, которые использовали поддельные гарантии. Такие агенты предлагали очень короткие сроки рассмотрения вопроса о выдаче гарантии, мизерные комиссии и требовали минимальный пакет документов.
По оценкам старшего вице-президента Банка Москвы – директора департамента финансовых институтов и торгового финансирования Александра Яшника, рынок поддельных гарантий составлял в среднем около 10-15% от общего объема. А чиновники ФАС два года назад заявляли, что поддельными являются порядка 80% от общего объема банковских гарантий, напоминает аналитик «Инвесткафе» Роман Гринченко. Правда, сам он полагает, что эта цифра нереалистична, так как в таком случае объем фальшивых банковских гарантий может составлять порядка 30-35% от ВВП РФ. «Более верной я считаю цифру в 15-20%, но оценить этот показатель точно практически невозможно. В результате ущерб может составлять порядка 0,5-1,2% от ВВП», – говорит господин Гринченко.
Так же, как и в России
Ситуация в Петербурге повторяет общероссийскую. Так, в конце ноября прошлого года председатель Комитета финансов Санкт-Петербурга Эдуард Батанов заявил, что в ходе выборочной проверки банковского обеспечения по государственным контрактам выяснилось, что каждая пятая банковская гарантия является фальшивой (было проверено 279 гарантий на возврат авансовых платежей, из них 57 оказались поддельными). В ответ на заявление главы Комитета финансов губернатор города Георгий Полтавченко тогда даже настоял, чтобы информация по каждому такому случаю была передана в правоохранительные органы.
C 1 января 2014 года в России вступил в силу закон № 44-ФЗ «О контрактной системе...» и новые требования, предъявляемые к обеспечению исполнения контракта и обеспечению заявки в форме безотзывной банковской гарантии. Определен перечень банков, имеющих право оформлять банковские гарантии, который регламентируется ст. 176.1 НК РФ и ведется Министерством финансов РФ на основании данных ЦБ РФ. В этом перечне фигурирует порядка 300 кредитных организаций (отметим, что сужение рынка вызвало рост комиссий). Также для исключения возможности передачи заказчику фальшивых гарантий вводится реестр банковский гарантий, который будет размещен на федеральном ресурсе zakupki.gov.ru.
Наиболее вероятно, что его прототипом станет добровольный реестр выданных банковских гарантий, созданный в конце июля 2013 года на базе Единой электронной торговой площадки (ЕЭТП, принадлежит правительству Москвы и Банку Москвы). Он заработал в конце июля 2013 года по инициативе Департамента Москвы по конкурентной политике, полностью интегрирован с электронной системой госзаказа Москвы и позволяет ввести основные параметры выданной банковской гарантии и подтвердить ее подлинность в режиме онлайн, а соответственно, до минимума сократить срок подписания госконтрактов заказчиками. Банки-гаранты, поставщики и госзаказчики пользуются им бесплатно. К реестру присоединилось 12 банков, включая крупнейших игроков: Банк Москвы, банк «Зенит», ЮниКредит Банк, Промсвязьбанк и др. По состоянию на февраль 2014 года в системе было размещено 192 гарантии на общую сумму 9,5 трлн рублей.
«Учитывая эффективность работы реестра, нет смысла дублировать систему. Выгоднее и эффективнее интегрировать ее с действующими информационными системами, скажем, Центробанка, чтобы проще было сопоставлять размеры гарантий с активами банков», – считает господин Емельянов. По его мнению, системой могли бы пользоваться и коммерческие организации, работающие с поставщиками. Пока они только присматриваются к системе, так как закупки коммерческих предприятий носят договорной характер, но когда закон вступит в силу и реестр заработает в соответствии с новыми законодательными нормами, компании подтянутся.
Предполагалось, что единый государственный реестр начнет действовать с 1 января 2014 года, однако теперь срок сдвинут на 1 апреля. «Сейчас Федеральное казначейство, Минэкономразвития и банки работают над пилотным проектом по ведению реестра банковских гарантий. Созданной системой могут пользоваться и коммерческие организации, работающие с поставщиками», – уточняет Антон Емельянов.
Справка:
По оценкам «Инвесткафе», общая емкость рынка банковских гарантий оценивается в 4-5 трлн рублей. При этом доля государственных банков на нем превышает 50%. На Северо-Западный федеральный округ может приходиться порядка 9-11% от общего объема, а на Санкт-Петербург – порядка 6-7% (около 60-70% от общего объема СЗФО). Порядка 15-25% от всех банковских гарантий выданы для обеспечения госзакупок.