Стратегия с упором на транспорт
Власти Мурманской области утвердили план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития региона до 2020 года и на период до 2025 года. Одним из перспективных направлений стратегии станет полномасштабная реализация транспортно-транзитного потенциала. На развитие инфраструктуры Северного морского пути и строительство Мурманского транспортного узла будет направлено более 276,5 млрд рублей.
Постановление об утверждении стратегии развития региона глава области Марина Ковтун подписала еще 25 декабря 2013 года. А последние дни февраля Министерство экономического развития региона, согласно распоряжению губернатора региона, представило конкретный план реализации программы. Как рассказала министр Елена Тихонова, в утвержденном плане содержится четыре стратегических направления: «Развитие человеческого капитала», «Обеспечение комфортной и безопасной среды проживания населения региона», «Обеспечение устойчивого экономического роста» и «Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления». При этом майские указы президента вынудили разработчиков стратегии обнародовать достаточно оптимистичные прогнозные показатели социально-экономического развития области. Так, согласно тексту программы, ВРП на душу населения к 2015 году увеличится почти в 7 раз – с существующих 350 тыс. рублей до 2 млн рублей. Индекс производительности труда в 2020 году составит 187% к показателю 2012 года, а в 2025 году превысит его в 3,5 раза. Реальные доходы населения вырастут в 2,5 раза, а безработица сократится на 3,5%. При этом численность населения, согласно данным программы, будет постепенно падать: к 2025 году население области сократится на 48 тыс. человек. Поэтому не столь удивительными выглядят и цифры в области жилищной политики. Доля семей, улучшивших свои жилищные условия, в течение 10 лет вырастет на 10%. Средний уровень обеспеченности жильем вырастет с 24,7 кв. м на человека до 31,5 кв. м. Доля ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда к 2016 году сократится вдвое, а к 2018 году ветхое жилье будет ликвидировано в принципе. Также в плане предусмотрено, что к 2016 году будет введено дополнительно около 1,5 тыс. мест в дошкольных учреждениях, что позволит ликвидировать очередность в детские сады. Для этого будет построено семь детских садов общей стоимостью 1,3 млрд рублей.
Якорные проекты
Стратегия будет опираться на своевременное строительство и ввод в эксплуатацию ряда бюджетных и инвестиционных проектов в социальной сфере и промышленности. Так, за период реализации стратегического плана будет введен в эксплуатацию целый ряд новых спортивных объектов, среди которых катки с искусственным льдом в Мончегорске и Апатитах (291 млн и 252 млн рублей соответственно), легкоатлетический манеж в Мурманске (372,7 млн рублей). К 100-летию города Мурманска завершится реконструкция пяти объектов культуры и искусства: областного драматического театра, краеведческого музея, универсальной научной библиотеки, областной филармонии и Театра кукол. На эти цели выделено более 2,3 млрд рублей. Для повышения уровня экологической безопасности в Мурманске начнется создание системы переработки и утилизации твердых бытовых отходов, мусоросортировочного комплекса (МСК), четырех мусороперегрузочных станций (МПС) общей мощностью 500 тыс. тонн в год. Создание полигона обойдется в 1,25 млрд рублей. Строительство полигона ТБО стоимостью 278 млн рублей планируется и в Мончегорске. Мощность полигона составит 120 тыс. куб м в год. Строительство объекта начнется в 2015 году.
Новых проектов в области добывающей промышленности почти нет. Планируется создание производства диоксида титана стоимостью 8 млрд рублей (инвестор – ООО «Сервисная горная компания «Аркминерал»). В остальном регион продолжит реализацию проекта по строительству горно-обогатительного комбината на базе месторождения апатит-нефелиновых руд «Олений ручей», также пройдет модернизация производственных мощностей филиала «35 СРЗ «ОАО «ЦС «Звездочка» и ОАО «Ковдорский ГОК», реконструкция действующих карьеров и развитие обогатительной фабрики АНОФ-3 ОАО «Апатит».
Больший потенциал продемонстрирует топливно-энергетический комплекс региона. Здесь основные инвестиции по-прежнему за Газпромом, который переходит к активной стадии комплексного освоения Штокмановского месторождения. Помимо этого монополист вложит 250 млрд рублей в строительство нефтеперерабатывающего завода мощностью 16 млн тонн, а его «дочка» ОАО «ТГК-1» направит 4,7 млрд рублей на модернизацию ГЭС филиала «Кольский». Более 3 млрд рублей вложит ОАО «ФСК ЕЭС» на строительство подстанции «Мурманская» в 2015-2019 годах. Такую же сумму направит бюджет региона на модернизацию объектов теплоснабжения области. Строительство южных очистных сооружений канализации Мурманска будет стоить бюджету 6,2 млрд рублей, а строить ветропарк вдоль дорог Мурманск – Туманный и Мурманск – Териберка консорциум иностранных инвесторов и правительство области будут в складчину. Инвестиции в проект составят 320 млн EUR.
Транспортный прорыв
Наращивая производственные мощности и модернизируя добывающую промышленность, руководство региона тем не менее признает, что основным лейтмотивом развития должно стать освобождение от клейма монопрофильного региона путем развития как внутреннего, так и внешнего транспортно-транзитного потенциала. Как заявили в Минэкономики области, регион будет развивать систему международных транспортных коридоров, важнейшим из которых является Северный морской путь (СМП) с тяготеющими к нему железнодорожными и речными меридиональными транспортными маршрутами. Для этого потребуется создание крупных транспортно-логистических узлов на базе существующих и наиболее легкодоступных глубоководных портов арктического побережья, крупнейшим из которых является Мурманск. «Его потенциальные прямые конкуренты – порты в Архангельске и Киркенесе – на сегодняшний день не могут составить конкуренцию Мурманскому транспортному узлу: Архангельск – в силу недостаточных глубин и замерзания; Киркенес – из-за отсутствия железной дороги, незначительных портовых мощностей, – говорят в министерстве. – В этой связи принципиально важно восстановить всю инфраструктуру Северного морского пути, в том числе в Мурманске, и оказывать судам все необходимые услуги: осуществлять перевалку грузов на суда ледового класса, дальнейшее обслуживание ледокольного флота, поддержку транзита фидерными маршрутами, а также другие сервисные функции».
Среди крупнейших заявленных проектов в области транспортной инфраструктуры – проект комплексного развития Мурманского транспортного узла стоимостью 152 млрд рублей, реализация которого началась больше четырех лет назад. Власти региона обещают полностью сдать проект к 2020 году. Напомним, ключевой для Заполярья проект подразумевает строительство и реконструкцию объектов портовой инфраструктуры на берегу Кольского залива, в том числе угольного терминала мощностью 20 млн тонн в год, железнодорожных путей пропускной способностью не менее 28 млн тонн в год к проектируемым терминалам и др. 123 млрд рублей вложит «Росатом» в строительство трех универсальных атомных ледоколов. ФГУП «Росморпорт» вложит более 746 млн рублей в реконструкцию пирса дальних линий и берегоукрепления пассажирского района Мурманского морского порта, и еще 400 млн рублей – в строительство российского сегмента Barents VTMIS с интеграцией в региональную СУДС Кольского залива. Реконструкции подвергнутся морской и железнодорожный вокзалы в Мурманске. Общая стоимость работ по модернизации терминалов составит почти 150 млн рублей. Кроме того, большой объем работ будет проведен и по организации авиасообщения региона. Так, ОАО «Апатит» вложит 400 млн рублей в строительство и реконструкцию инфраструктуры аэропорта Хибины, реконструкция ждет и главный аэропорт Мурманска – к 2025 году мощность терминала составит на внутренних линиях 700 пассажиров в час, на международных линиях – 200 пассажиров в час. Мощность грузового комплекса увеличится до 16 тонн в сутки.
В правительстве региона уверены, что эти проекты в течение ближайшего десятилетия сформируют международный транзитный узел в Мурманской области, обслуживающий как регионы европейской части Российской Федерации, так и европейские государства в различных сферах экономического взаимодействия со странами Северной Америки в Арктике. «Морские транспортные услуги могут превратиться в одну из крупнейших статей экспорта Арктической зоны РФ и Мурманской области», – добавили в Министерстве экономики региона.
Справка:
Мурманский морской порт – единственная незамерзающая глубоководная и имеющая прямой и удобный доступ к океанским магистралям обустроенная гавань в европейской части России. Здесь берет начало стратегическая морская транспортная артерия – Северный морской путь, обеспечивающий доступ к природным ресурсам Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также развитие транзита из Атлантики в Тихий океан. На территории области размещаются важнейшие стратегические объекты: база Северного флота (ЗАТО г. Североморск) и Кольская АЭС (г. Полярные Зори).