Неуместные инициативы

Новые идеи двигают прогресс. Однако авторитарная модель управления, принятая во многих отечественных компаниях, тормозит проявление сотрудниками инициативы.

Как показывает аналитика вакансий на hh.ru, довольно часто работодатели среди основных требований к соискателям указывают инициативность. При этом действительное проявление инициативы сотрудниками на работе и тем более внедрение новшеств – вопрос тонкий и зависит от многих факторов: функцио­нала, должности сотрудника, ожиданий работодателя, оговоренных на собеседовании, атмосферы и традиций коллектива, поясняет Мила Головченко, руководитель пресс-службы HeadHunter по Северо-Западу.
По словам Натальи Головановой, руководителя исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, инициатива уместна не везде.
Это подтверждают и данные опросов исследовательского центра Superjob.ru. Так, 13% работающих россиян считают, что их руководство воспринимает любые идеи сотрудников отрицательно, 38% отмечают положительное отношение начальства к инициативам, 31% – нейтральное, а 18% затруднились предсказать реакцию шефа на предлагаемые подчиненными новшества.
«Инициатива редко приветствуется на государственной службе, а также в компаниях с незыблемыми внутренними правилами, четко прописанными регламентами, сложившимися традициями и строгой субординацией, – рассказывает госпожа Голованова. – Если руководитель отделен от работников двумя приемными и тремя секретарями, а коллектив воспринимает любые инновации в штыки, стоит трижды подумать, прежде чем что-то предлагать. Вполне возможно, что реализовывать задуманное придется в одиночку, при скрытом противодействии остальных сотрудников и за счет личного времени. Не факт, что это пойдет на пользу карьере».
В отечественных компаниях культура инноваций «снизу» развита слабо. «Культура отечественных компаний, как правило, авторитарна, – отмечает Алексей Устинов, директор по персоналу и корпоративным вопросам компании «ЮИТ Санкт-Петербург». – Однако западные компании и воспринявшие культуру демократичного управления российские компании с разной степенью успеха борются за инициативу «снизу».
Господин Устинов добавляет, что инициативные сотрудники – это продукт эффективной корпоративной культуры, основанной на справедливой оценке достижений и вклада каждого сотрудника – по-научному «меритократия» (от английского слова merit – «заслуга»). «Там, где есть напряженные цели, точное распределение обязанностей, командная работа, уважительные и открытые отношения – обязательно есть инициативные сотрудники», – уверен эксперт.
По словам Натальи Сусловой, генерального директора коммуникационного агентства «Репутация», все зависит от типа компании и политики конкретных руководителей. «Если мы говорим о компаниях, где бизнес выстроен вертикально, то здесь возможность инициативы «снизу» напрямую зависит от политики руководителя каждого конкретного отдела. Если это горизонтальная система построения работы, то здесь от инициативы и свободы сотрудников напрямую зависит эффективность всей компании. Особенно это касается творческих отраслей или же специа­лизаций, связанных с коммуникацией. Безусловно, существуют руководители, которые хотят все держать под тотальным контролем, но, как правило, это негативно отражается на эффективности всего бизнеса», – отмечает госпожа Суслова.

рубрика: Управление и рынок труда
автор: Ирина Ахматова
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.