Жителей Сестрорецка вылечат в партнерстве
Инженерное бюро «Хоссер» в середине апреля представит Смольному концепцию первого проекта ГЧП в медицинской сфере. Проект предполагает строительство и эксплуатацию нового корпуса городской больницы № 40 в Сестрорецке. Максимальная цена контракта – 5,75 млрд рублей.
Конкурс по выбору консорциума, который реализует проект строительства нового корпуса городской больницы в Сестрорецке, состоится до конца года, сообщили в Комитете по инвестициям Смольного.
Как рассказал Сергей Фурманчук, генеральный директор ИБ «Хоссер» (компания разработала техническое задание по проекту, вложив в работу 19,5 млн рублей – прим. ред.), верхняя планка стоимости контракта ГЧП составит 5,75 млрд рублей. До сих пор всю социальную мединфраструктуру в городе строили исключительно на бюджетные деньги. Проект больницы в Сестрорецке первым изменит эту практику.
Победитель тендера в течение трех лет построит и оснастит за свой счет больничный корпус площадью 28 тыс. кв. м на участке 2,1 га по адресу: ул. Борисова, 9. Город компенсирует инвестору затраты в рассрочку – в течение нескольких лет (период возврата – пока предмет дискуссий). Кроме того, инвестор получает больничный корпус в управление не менее чем на 10 лет и сможет его эксплуатировать, возвращая вложенные деньги. Во время строительства больница будет работать в штатном режиме.
Консорциумы, которые будут бороться за контракт, еще не сформированы. Но в Смольном утверждают, что интерес бизнеса к проекту высокий. Глава Комитета по инвестициям Смольного Ирина Бабюк заявила, что привлечение частных денег в социальную сферу – одно из приоритетных направлений работы комитета. «Мы намерены привлекать как можно больше средств инвесторов в реконструкцию и строительство школ, детских садов, объектов здравоохранения. Это повысит их качество, а также снизит единовременную нагрузку на городской бюджет. Наша стратегическая задача – перевести эту работу в систему», – говорит она.
По словам Ирины Бабюк, отдел Комитета по ГЧП в социальный сфере ведет несколько подобных проектов. В их числе перинатальный центр на базе роддома № 17, сеть медицинских учреждений, оказывающих первую медицинскую помощь, в жилом районе «Славянка», а также школы и детские сады в Пушкинском районе. Кроме того, комитет подготовил раздел, посвященный ГЧП в медицинской сфере, который будет включен в программу развития здравоохранения в Петербурге до 2020 года.
Эксперты говорят, что ГЧП работает там, где есть понятный источник дохода, за счет которого будут возвращаться затраты частного инвестора. Найти такой источник – самая сложная задача. Применительно к медицинским объектам им может быть либо бюджет (платежи из фонда ОМС), либо платежи от пациентов. «Система ОМС лишь недавно позволила участвовать в ней частным клиникам, и можно ожидать, что количество проектов ГЧП в медицине увеличится», – говорит партнер юридической фирмы «Качкин и партнеры» Дмитрий Некрестьянов. Вторая причина – политическая. Любой проект ГЧП требует 1-3 года для старта и не менее 5-15 лет для его экономической окупаемости.
«А власть не умеет мыслить категориями экономических договоренностей на 10-15 лет. Это воспринимается как нечто далекое и нереальное. А для инфраструктурных инвесторов с крупными затратами нужны гарантии и уверенность в инвестициях на этот период времени», – говорит юрист. Третья причина – отсутствие понимания у большинства чиновников, как работает механизм ГЧП, и шаблонность их мышления.
«Для юристов, разрабатывающих документы ГЧП, большая проблема – объяснить власти, чем эта схема отличается от государственного заказа. Чиновники просто этого не понимают. Работать по старым схемам им гораздо проще», – согласен партнер юридической фирмы «Дювернуа Лигал» Игорь Гущев.