Вопрос номера
Падение курса рубля заставило говорить о возможном сокращении импорта, а обострение международной политической обстановки вызвало опасение в изоляции российского бизнеса и необходимости переориентироваться на внутренние ресурсы. Сможет ли строительная отрасль отказаться от импортных стройматериалов и импортного оборудования?
Андрей Косарев, генеральный директор Colliers International в Санкт-Петербурге:
– Во-первых, мир не ограничен только США и ЕС. Если компании из США и ЕС не смогут участвовать в тендерах на поставку оборудования в Россию, этот рынок займут другие производители, например китайцы. Что касается производства строительных материалов (цемент, бетон, кирпич), то особенностью этого сегмента является низкая доля импорта и высокий спрос на продукцию российских производителей. Это связано с тем, что в ходе строительства требуются колоссальные объемы данного типа продукции. Основные производители предпочитают организовывать свое производство в наиболее населенных регионах с высокой строительной активностью.
Дмитрий Сперанский, руководитель Бюро аналитики по рынку недвижимости:
– Будет нелегко, потери будут существенными, но, конечно, строительная отрасль сможет справить без импортного оборудования и строительных материалов. Качественное европейское оборудование можно заменить некачественным китайским. Оно будет работать плохо, но будет работать. Если изоляция будет длительной, в стране постепенно наладится выпуск собственного оборудования. В элитном сегменте, где сейчас наибольший процент импорта (в отделке, мебели, облицовке, инструменте, строительных технологиях), если и произойдет замещение материалов, то там все равно останется лучшее, что можно будет достать на тот момент. Однако если из-за экономической блокады деньги в стране кончатся, тогда строительство остановится – эта отрасль реагирует на экономические потрясения одной из первых.
Алексей Герасимов, руководитель Агентства коммерческой оптимизации жилых проектов:
– Частичное замещение импортных материалов и оборудования возможно без особых потерь. Но вообще я не верю в тотальную изоляцию. Европейцам это невыгодно. Полагаю, что они будут делать вид, что поддерживают мнение Америки, но из-под полы продолжат торговать. Поставки будут, возможно, через третьи страны. Основной потребитель иностранных материалов – это элитный сегмент. Однако те, кто работает с дорогими объектами, и те, кто их покупает, всегда смогут достать для себя привычные по качеству товары. Международная риторика может быть любой, но реальные деньги сделают свое дело.
Дмитрий Борисенко, руководитель отдела маркетинга и рекламы ЗАО «Группа Прайм».
– Во-первых, сколько-нибудь серьезной экономической изоляции, думаю, опасаться не стоит. Скорее всего, дальше уже озвученных санкций дело не пойдет. Во-вторых, даже если гипотетически предположить, что США принудят ЕС к применению таких санкций, то вопрос нужно будет ставить по другому: смогут ли западные компании безболезненно отказаться от экспорта на российский рынок, в том числе строительных материалов?
Леонид Сандалов, заместитель директора АН «Бекар»:
– Разговоры о возможной изоляции России я считаю преждевременными, поскольку пока что никаких реальных санкций введено не было. Заморозка несуществующих счетов чиновников является лишь видимостью введения серьезных мер, поэтому реальных рисков на сегодняшний день не существует. Тем не менее даже если такие шаги будут предприниматься, строительная отрасль пострадает меньше всего, так как она почти не зависит от импортных товаров. Помимо подъемных кранов остальные использующиеся строительные материалы и оборудование являются российскими продуктами.