Газобетон сегодня

Автоклавный газобетон – стеновой материал, имеющий самые высокие темпы роста производства. Его доля на рынке штучных стеновых материалов в целом по России выросла с 2000-го по 2013 год с 6% до более чем 30%.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области эта доля приближается к 60%. Одновременно с ростом объемов производства произошло заметное снижение средней плотности производимого в России автоклавного газобетона. За 15 лет она снизилась более чем на 20% с 640 до 520 кг/куб. м, при этом средняя прочность осталась неизменной – самый массовый класс по прочности по-прежнему В2,5.

Северо-Запад лидирует

Производство газобетона в России выросло за 15 лет в почти в 10 раз: с 1,2 млн куб. м в 2000 году до 11,3 млн куб. м в 2013-м.
Качественным лидером газобетонного рынка является СЗФО, где средняя плотность производимого газобетона составляет 450 кг/куб. м. На долю марки D400 приходится более половины рынка. Именно в Санкт-Петербурге впервые в России был произведен конструкционно-теплоизоляционный газобетон марки по плотности D300. В 2009 году компания AEROC выпустила на рынок газобетон плотностью 300 кг/куб. м с классом по прочности при сжатии В1,5. В 2012-м прочность данной марки была повышена до класса В2,0. Позже производство марки D300 освоили компании Bonolit (D300 В1,5 с 2011 года) и ГРАС (на калужском заводе компании с 2013 года). Марку D350 производят самарский завод «Коттедж», а также липецкий ЛЗИД.

С точки зрения теплоизоляции

В прошлом веке тепловая защита в нашей стране (и в остальном мире) нормировалась по соображениям теплового комфорта, чтобы в отапливаемом помещении можно было спокойно жить и работать. При таком подходе существовал обширный пласт конструкционно-теплоизоляционных материалов: кирпичная кладка, дерево, легкие и ячеистые бетоны. Считалось, что такие материалы сочетают в себе свойства несущих и теплоизоляционных, обеспечивая однослойной стеной разумной толщины требования к теплоизоляции. Так, кирпичные стены из щелевого керамического кирпича на Северо-Западе возводились толщиной 51 см, керамзитобетонные, как правило, 40 см, газобетонные из D600 – 240 мм (поясные панели) и 160 мм (простеночные блоки в «кораблях» серии 600лг).
15 лет назад требования к тепловой защите сменились. Задачей теплоизоляции ограждающих конструкций стало не обес­печение комфорта жильцов, а снижение потерь тепла оболочкой здания. Это требование более жесткое, поэтому при его выполнении требования комфорта выполняются автоматически.
Оценивать перспективы рынка стеновых материалов можно только с учетом динамики нормативных требований к теплозащитным свойствам ограждающей оболочки здания. Если нормирование вести рационально, с учетом реальной энергоэффективности, то есть отношения затрат энергии на достижение некоего энерго­сберегающего эффекта к величине этого эффекта, то у последнего де-факто конструкционно-теплоизоляционного материала – газобетона – есть большое будущее. Если же нормирование отойдет от сегодняшней взвешенности и скатится к популистскому требованию снижать энергопотребление на стадии эксплуатации любой ценой, не считаясь с энергозатратами на достижение этого эффекта (а лоббистский потенциал сторонников этого подхода велик), то перспективы современного газобетона будут уже не такими ясными.
В сегодняшнем обзоре перспектив рынка газобетона будем исходить из предпосылки, что нормативная база в области повышения энергетической эффективности российской экономики будет развиваться рационально, без сползания в затратный популизм.
Существующие требования к теплозащитной оболочке здания могут быть выполнены применением кладки из автоклавного газобетона марки D500 при толщине кладки 400-500 мм. Снижение плотности до D400 позволяет уменьшать толщину стены до 300-400 мм, а при D300 – до 250-300 мм. По термическому сопротивлению кладка из газобетона в зависимости от плотности выстраивается в такой ряд: 500 мм D500 эквивалентны 400 мм D400 и 300 мм D300 (см. табл.). Снижая плотность конструкционно-теплоизоляционного материала, мы значительно уменьшаем материалоемкость, а значит, и энергоемкость строительства. Так, снижение плотности с 500 до 300 кг/куб. м приводит к трехкратному росту эффективности затрат энергии на производство материала.

Высокая прочность при низкой плотности

Отдельное внимание следует уделить конструкционным характеристикам современного низкоплотного газобетона. Сейчас в России массово производится газобетон марки по плотности D400 классов по прочности В2 и В2,5 и марки D300 классов В1,5 и В2. Класс по прочности на сжатие В2 и даже В1,5 вполне достаточен для устройства стен с поэтажным опиранием любой этажности – для противостояния эксплуатационным нагрузкам прочности кладки из такого материала достаточно. В малоэтажном строительстве блоки с прочностью В1,5-В2 могут использоваться для строительства одно-, двухэтажных индивидуальных и трехэтажных сблокированных домов (таунхаусов). Прочности В2,5 достаточно для зданий высотой 3-5 этажей. Поэтому опыт применения марки D300 в России уже исчисляется десятками тысяч кубических метров, а марки D400 – миллионами.
На начальном этапе применения газобетона с низкой плотностью основные опасения вызывала возможность механического крепежа в толщу кладки из блоков D400 и D300. Высказывались предположения, что несущая способность анкеров зависит от плотности основания и почти не связана с его прочностью. Однако исследования, проведенные в последние годы силами производителей газобетона и главным российским институтом по каменной кладке (ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко), показали, что единственным критерием, который следует принимать в расчет при прогнозировании прочности механического крепежа, является фактическая прочность бетона основания. В результате апробации результатов этих исследовательских работ в Санкт-Петербурге десятки тысяч квадратных метров навесных фасадных систем закреплены к кладке из газобетона D400 В2,5.
Закрепление навесных облицовок в малоэтажном строительстве к кладке из блоков D300 технически также несложно, поскольку класса по прочности В2 в этом случае оказывается достаточно. Это справедливо и для навесного оборудования: мебели, водогреев, оконных и дверных блоков. Их закрепление в D300 – отработанная операция. Производители крепежа выпускают изделия, хорошо работающие в легком газобетоне.

Новейшая история и перспективы

В 2005 году на заводе AEROC (предприя­тие Группы ЛСР) был впервые в России налажен выпуск автоклавного газобетона марки D400 с классом по прочности на сжатие В2,5. Четыре года спустя компания AEROC вывела на рынок конструкционно-теплоизоляционный газобетон марки D300 с классом прочности B1,5, впоследствии доведенном до B2,0 (газобетон с характеристиками D300 В2 – это лучшее достижение в мировом масштабе). Снижение плотности с 500 до 300 кг/куб. м позволяет существенно удешевить как само производство газобетона, так и строительство: уменьшаются первичные затраты энергии на выпуск стенового материала; повышается их эффективность (для марок D500 и D300 этот показатель отличается в три раза); при снижении плотности газобетона пропорционально снижается его теплопроводность.
Работа над снижением плотностей не стоит на месте. Компания Ytong представила на российском рынке импортный газобетонный утеплитель плотностью 115 кг/куб. м с прочностью 0,4 МПа. Компания AEROC пошла дальше и заявила о скором появлении в продуктовой линейке газобетона марки D250 с классом прочности на сжатие B1,5 и марки D200 B1,0. К слову, украинское подразделение AEROC в прош­лом году уже начало выпуск подобного автоклавного газобетона. По оценке специалистов, класса прочности B1,0 достаточно для возведения самонесущих стен высотой до пяти этажей.
При условии сохранения рационального подхода в нормировании тепловой защиты, как прогнозируют эксперты, доля применения автоклавных газобетонов низкой плотности будет увеличиваться в общем объеме стеновых материалов в России.

Мнение:

Глеб Гринфельд, исполнительный директор Национальной ассоциации производителей автоклавного газобетона:
– В последние годы мы наблюдаем стремительный рост производства газобетона пониженной плотности. Марка D400, появившись как массовое предложение лишь в 2005 году, сегодня производится в количестве более 1 млн куб. м ежегодно. Объем производства газобетона марки D300 уже составляет десятки тысяч кубометров в год. Считаем, что дальнейшее снижение средней плотности производимого в России автоклавного газобетона неизбежно. Полагаем, что это пойдет на пользу как нам – производителям, так и нашей стране, которая получит наиболее экономически целесообразный стеновой материал.
В прошлом веке, когда нормативные документы на строительные материалы разрабатывались по принципу «от достигнутого», были введены конструктивные ограничения на применение низких плотностей, просто потому что их не умели производить на действовавших тогда заводах. Сейчас эти ограничения мы последовательно снимаем. Так, конструкционно-теплоизоляционным материалом признается любой автоклавный газобетон с классом по прочности не ниже В1,5 вне зависимости от плотности. Работаем над снятием ограничений на применение низких плотностей в сейсмике. Считаю, что у газобетона D300–D400 большое будущее.

Алексей Онищенко, начальник отдела маркетинга «ЛСР. Стеновые материалы – Северо-Запад»:
– Один из катализаторов роста рынка газобетона и улучшения его характеристик – увеличение требований к тепловой защите ограждающих конструкций. Поэтому газобетон – это динамично развивающийся материал, который постоянно реагирует на потребности строительного рынка.
Когда в 2005 году Группа ЛСР запустила завод AEROC, наиболее востребованными на рынке были газобетонные блоки плотностью D500 и D600. С тех пор в Санкт-Петербурге и Ленобласти построено еще три завода, емкость рынка выросла более чем в два раза, а наиболее популярным стал газобетон плотностью D300-D500.
Компания AEROC всегда была законодателем мод на рынке газобетона, поскольку именно она разрабатывала и внедряла передовые технологии в применении газобетона, в производстве. Например, первой вывела на рынок марку D400 с высокой прочностью, первой предложила конструкционно-теплоизоляционный D300. И сейчас мы не стоим на месте: есть несколько направлений, которые мы планируем продвигать в следующем году. Одно из них – дальнейшая работа над популяризацией марки D300. Есть в планах брусковые перемычки, расширение сервиса.

рубрика: Современные материалы
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.