Гонка за лидером
На рынке проектирования метро Петербурга может измениться расстановка сил. ОАО «Ленметрогипротранс» – институт, по проектам которого построены все станции и тоннели Петербургского метрополитена, может уступить свое лидирующее место прорвавшемуся на местный рынок московскому институту «Метрогипротранс».
По мнению аналитиков, с одной стороны, это приведет рынок к насыщению и улучшит качество проектной документации. С другой, может привести к возникновению серьезных аварий.
Изменения в расстановке сил на петербургском рынке проектирования метро возникли после того, как в начале марта Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) огласил результаты конкурса стоимостью 772 млн рублей по проектированию Фрунзенского радиуса на участке от станции «Проспект Славы» до «Шушар».
В конкурсе приняли участие две компании: московский «Метрогипротранс» и петербургский «Ленметрогипротранс». Согласно протоколу вскрытия конвертов, «Метрогипротранс» снизил начальную стоимость контракта на 87,2 млн рублей до 644,8 млн рублей, в то время как местный проектировщик предложил выполнить работы за 732 млн рублей. Квалификация петербургской компании в денежном выражении оценена в 333 млн рублей, московской – в 5,6 млрд рублей (квалификация в денежном выражении означает суммарную стоимость контрактов компании за определенную единицу времени). В итоге победителем торгов стал «Метрогипротранс». Для петербургского игрока это, безусловно, стало потрясением, поскольку в течение многих лет он был бессменным проектировщиком всех петербургских станций метро, за исключением лишь нескольких объектов, которые проектировал единственный в Петербурге метростроитель – ОАО «Метрострой».
Сложность ситуации заключается в том, что, согласно сложившейся на рынке практике, «Ленметрогипротранс» начал заранее проектировать Фрунзенский радиус и уже выполнил часть работ. После скандальной ситуации петербургская компания, потратившая на разработку проектной документации около 150 млн рублей, отозвала все документы.
Как сообщил «Строительному Еженедельнику» один из участников конкурсной комиссии, во время подведения итогов «было принято решение поддержать здоровую конкуренцию на рынке». Однако более правдоподобной является другая версия: сразу несколько собеседников в Смольном сообщили, что уже достаточно долгое время «Ленметрогипротранс», пользуясь своим монопольным положением на рынке, снижает начальную цену контрактов на минимальную величину, что не устраивает многих чиновников.
Местная компания попыталась оспорить итоги конкурса в УФАС по Петербургу, но подала заявление уже после того, как с московской компанией был заключен госконтракт.
При этом участники рынка считают, что для «Метрогипротранса» проектирование Фрунзенского радиуса станет скорее имиджевым проектом, поскольку для компании стоимость этого контракта не так уж и велика. На московском рынке компания за свои работы может получать гораздо больше денег, но там и сильнее конкуренция. Вероятнее всего, выйти на петербургский рынок компанию заставило нарушение со стороны «Ленметрогипротранса» негласной договоренности о разделении рынков: в прошлом году компания из Петербурга заключила с ОАО «Мосинжпроект» (выполняет функции генерального подрядчика на строительстве новых станций Московского метрополитена) контракты на общую сумму около 750 млн рублей. В столице петербургская компания будет проектировать станции «Очаково» и «Новопеределкино» на Солнцевской линии и станцию «Технопарк» на Замоскворецкой линии метро.
ОАО «Метрогипротранс» основано в 1933 году и является лидером в проектировании метрополитенов, монорельсов, автомобильных мостов, объектов для аэропортов и железных дорог, многофункциональных транспортно-пересадочных узлов. По данным базы «СПАРК-Интерфакс» на конец 2013 года, владельцем 35,4% акций ОАО «Метрогипротранс» является Валерий Абрамсон, еще 37,3% принадлежат Артуру Минцу, оставшийся пакет – Росимуществу.
Мнение:
Сергей Алпатов, генеральный директор Объединения подземных строителей и проектировщиков:
– Службой заказчика организуются конкурсные процедуры по фактически спроектированным объектам. В результате петербургские специалисты, не имеющие нареканий в свой адрес за десятилетия профессиональной деятельности, лишаются поддержки города и вытесняются с рынка посредством грамотно проработанных юридических схем. На их место приходят иногородние фирмы, не имеющие опыта работы в гидрогеологических условиях Петербурга. Очевидно, что если существующая ситуация не изменится в ближайшее время, процесс освоения подземного пространства в Петербурге будет отброшен на десятилетия назад, а некомпетентность в проектировании особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, в том числе метрополитенов, приведет к возникновению серьезных аварий.